Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кампания расслабилась

Кампания расслабилась

Президент Владимир Путин обнаружил, что его антикоррупционная инициатива в энергетике захлебнулась: компании спустя рукава раскрывают информацию, а чиновники невнимательно их проверяют

Более года назад мною были даны поручения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности госкомпаний, однако не все их положения исполнены должным образом и в полном объеме«, — сетовал вчера Владимир Путин. Так и не был создан механизм отстранения от должности топ-менеджеров госкомпаний, в том числе за отказ от декларирования сведений об аффилированности, информация о конечных бенефициарах либо не предоставляется вовсе, либо не в полном объеме, перечислял он.

В декабре 2011 г. Путин, тогда еще занимавший пост премьер-министра, устроил разнос энергетикам. Каждый второй руководитель госкомпании оказался аффилированным со своими контрагентами, из отрасли через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников топ-менеджмента, выводятся колоссальные деньги, негодовал он. Путин опирался на данные проверки отрасли, которую инициировал занимавший тогда пост вице-премьера по ТЭКу Игорь Сечин — сейчас он возглавляет «Роснефть» , а также является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу. Идея проверить на аффилированность менеджеров сетевых компаний и сбытов еще осенью 2011 г. возникла именно у Сечина.

30 декабря 2011 г. появился список поручений правительства ко всем госкомпаниям, уже не только энергетическим. Они должны были раскрыть конечных бенефициаров всех своих контрагентов и заключать контракты только с теми, кто выполнит эти требования. Об изменениях в структуре собственности контрагента было поручено отчитываться в 10-дневный срок.

А гендиректора госкомпаний, их заместители, члены совета директоров и правления, руководители филиалов и «дочек» должны были отчитаться о доходах, включив в декларации и данные по ближайшим родственникам.

Чиновники уверяли, что кампания будет результативной, раз уж за нее взялся Сечин. В марте 2012 г. Сечин уже докладывал Путину о первых результатах проверки поступивших данных. Их собирали отраслевые министерства, в анализе также участвовали ФНС и Росфинмониторинг. Параллельно информацию собирала ФСБ, рассказывал тогда человек, близкий к Минэнерго. Сразу было выявлено 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях, сообщил тогда Сечин. Вся информация стекалась именно к нему и была известна лишь узкому кругу людей, рассказывал сотрудник аппарата правительства.

Но после смены правительства активная работа стала сходить на нет, рассказывают федеральные чиновники, информация, раскрываемая госкомпаниями, перестала подробно анализироваться. С отчетами госкомпаний действительно есть проблемы, признал вице-премьер Аркадий Дворкович: «Но есть и проблемы с системностью выставляемых требований». Нельзя уходить в крайности и заставлять каждого продавца скрепок раскрывать бенефициаров, заметил Дворкович, но в то же время должна быть жесткая и четкая ответственность должностных лиц самих госкомпаний. Если будет доказано наличие конфликта интересов, возможна отставка, заверил он, но названия конкретных компаний на вчерашнем заседании не звучали. Ни представители энергетических госкомпаний, ни представитель Минэнерго вчера на запросы «Ведомостей» не ответили.

Скорее всего, теперь будет создана специальная рабочая группа в администрации президента, которая будет координировать весь процесс, считает Дворкович, а все механизмы обеспечения прозрачности будут стандартизированы.

Борьбу с непрозрачностью ТЭКа следует начинать с системы закупок, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: тендеры на трубы, различное оборудование — одно из «самых коррупциогенных мест» в отрасли. Механическое раскрытие бенефициаров всех контрагентов ни к каким реальным подвижкам привести и не могло, считает он. Путин вчера продемонстрировал лишь намерение продолжать кампанию по борьбе с серыми схемами в ТЭК, замечает партнер ФБК Игорь Николаев, все будет зависеть от настойчивости тех, кто будет реализовывать поручение, и контроля за ними. В последнее время неисполнение президентских поручений становится нормой, замечает он.

Авторы: Маргарита Лютова, Полина Химшиашвили

Источник: Ведомости, 14.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики