Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кампания расслабилась

Кампания расслабилась

Президент Владимир Путин обнаружил, что его антикоррупционная инициатива в энергетике захлебнулась: компании спустя рукава раскрывают информацию, а чиновники невнимательно их проверяют

Более года назад мною были даны поручения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности госкомпаний, однако не все их положения исполнены должным образом и в полном объеме«, — сетовал вчера Владимир Путин. Так и не был создан механизм отстранения от должности топ-менеджеров госкомпаний, в том числе за отказ от декларирования сведений об аффилированности, информация о конечных бенефициарах либо не предоставляется вовсе, либо не в полном объеме, перечислял он.

В декабре 2011 г. Путин, тогда еще занимавший пост премьер-министра, устроил разнос энергетикам. Каждый второй руководитель госкомпании оказался аффилированным со своими контрагентами, из отрасли через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников топ-менеджмента, выводятся колоссальные деньги, негодовал он. Путин опирался на данные проверки отрасли, которую инициировал занимавший тогда пост вице-премьера по ТЭКу Игорь Сечин — сейчас он возглавляет «Роснефть» , а также является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу. Идея проверить на аффилированность менеджеров сетевых компаний и сбытов еще осенью 2011 г. возникла именно у Сечина.

30 декабря 2011 г. появился список поручений правительства ко всем госкомпаниям, уже не только энергетическим. Они должны были раскрыть конечных бенефициаров всех своих контрагентов и заключать контракты только с теми, кто выполнит эти требования. Об изменениях в структуре собственности контрагента было поручено отчитываться в 10-дневный срок.

А гендиректора госкомпаний, их заместители, члены совета директоров и правления, руководители филиалов и «дочек» должны были отчитаться о доходах, включив в декларации и данные по ближайшим родственникам.

Чиновники уверяли, что кампания будет результативной, раз уж за нее взялся Сечин. В марте 2012 г. Сечин уже докладывал Путину о первых результатах проверки поступивших данных. Их собирали отраслевые министерства, в анализе также участвовали ФНС и Росфинмониторинг. Параллельно информацию собирала ФСБ, рассказывал тогда человек, близкий к Минэнерго. Сразу было выявлено 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях, сообщил тогда Сечин. Вся информация стекалась именно к нему и была известна лишь узкому кругу людей, рассказывал сотрудник аппарата правительства.

Но после смены правительства активная работа стала сходить на нет, рассказывают федеральные чиновники, информация, раскрываемая госкомпаниями, перестала подробно анализироваться. С отчетами госкомпаний действительно есть проблемы, признал вице-премьер Аркадий Дворкович: «Но есть и проблемы с системностью выставляемых требований». Нельзя уходить в крайности и заставлять каждого продавца скрепок раскрывать бенефициаров, заметил Дворкович, но в то же время должна быть жесткая и четкая ответственность должностных лиц самих госкомпаний. Если будет доказано наличие конфликта интересов, возможна отставка, заверил он, но названия конкретных компаний на вчерашнем заседании не звучали. Ни представители энергетических госкомпаний, ни представитель Минэнерго вчера на запросы «Ведомостей» не ответили.

Скорее всего, теперь будет создана специальная рабочая группа в администрации президента, которая будет координировать весь процесс, считает Дворкович, а все механизмы обеспечения прозрачности будут стандартизированы.

Борьбу с непрозрачностью ТЭКа следует начинать с системы закупок, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: тендеры на трубы, различное оборудование — одно из «самых коррупциогенных мест» в отрасли. Механическое раскрытие бенефициаров всех контрагентов ни к каким реальным подвижкам привести и не могло, считает он. Путин вчера продемонстрировал лишь намерение продолжать кампанию по борьбе с серыми схемами в ТЭК, замечает партнер ФБК Игорь Николаев, все будет зависеть от настойчивости тех, кто будет реализовывать поручение, и контроля за ними. В последнее время неисполнение президентских поручений становится нормой, замечает он.

Авторы: Маргарита Лютова, Полина Химшиашвили

Источник: Ведомости, 14.02.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики