Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кампания расслабилась

Кампания расслабилась

Президент Владимир Путин обнаружил, что его антикоррупционная инициатива в энергетике захлебнулась: компании спустя рукава раскрывают информацию, а чиновники невнимательно их проверяют

Более года назад мною были даны поручения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности госкомпаний, однако не все их положения исполнены должным образом и в полном объеме«, — сетовал вчера Владимир Путин. Так и не был создан механизм отстранения от должности топ-менеджеров госкомпаний, в том числе за отказ от декларирования сведений об аффилированности, информация о конечных бенефициарах либо не предоставляется вовсе, либо не в полном объеме, перечислял он.

В декабре 2011 г. Путин, тогда еще занимавший пост премьер-министра, устроил разнос энергетикам. Каждый второй руководитель госкомпании оказался аффилированным со своими контрагентами, из отрасли через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников топ-менеджмента, выводятся колоссальные деньги, негодовал он. Путин опирался на данные проверки отрасли, которую инициировал занимавший тогда пост вице-премьера по ТЭКу Игорь Сечин — сейчас он возглавляет «Роснефть» , а также является ответственным секретарем президентской комиссии по ТЭКу. Идея проверить на аффилированность менеджеров сетевых компаний и сбытов еще осенью 2011 г. возникла именно у Сечина.

30 декабря 2011 г. появился список поручений правительства ко всем госкомпаниям, уже не только энергетическим. Они должны были раскрыть конечных бенефициаров всех своих контрагентов и заключать контракты только с теми, кто выполнит эти требования. Об изменениях в структуре собственности контрагента было поручено отчитываться в 10-дневный срок.

А гендиректора госкомпаний, их заместители, члены совета директоров и правления, руководители филиалов и «дочек» должны были отчитаться о доходах, включив в декларации и данные по ближайшим родственникам.

Чиновники уверяли, что кампания будет результативной, раз уж за нее взялся Сечин. В марте 2012 г. Сечин уже докладывал Путину о первых результатах проверки поступивших данных. Их собирали отраслевые министерства, в анализе также участвовали ФНС и Росфинмониторинг. Параллельно информацию собирала ФСБ, рассказывал тогда человек, близкий к Минэнерго. Сразу было выявлено 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях, сообщил тогда Сечин. Вся информация стекалась именно к нему и была известна лишь узкому кругу людей, рассказывал сотрудник аппарата правительства.

Но после смены правительства активная работа стала сходить на нет, рассказывают федеральные чиновники, информация, раскрываемая госкомпаниями, перестала подробно анализироваться. С отчетами госкомпаний действительно есть проблемы, признал вице-премьер Аркадий Дворкович: «Но есть и проблемы с системностью выставляемых требований». Нельзя уходить в крайности и заставлять каждого продавца скрепок раскрывать бенефициаров, заметил Дворкович, но в то же время должна быть жесткая и четкая ответственность должностных лиц самих госкомпаний. Если будет доказано наличие конфликта интересов, возможна отставка, заверил он, но названия конкретных компаний на вчерашнем заседании не звучали. Ни представители энергетических госкомпаний, ни представитель Минэнерго вчера на запросы «Ведомостей» не ответили.

Скорее всего, теперь будет создана специальная рабочая группа в администрации президента, которая будет координировать весь процесс, считает Дворкович, а все механизмы обеспечения прозрачности будут стандартизированы.

Борьбу с непрозрачностью ТЭКа следует начинать с системы закупок, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: тендеры на трубы, различное оборудование — одно из «самых коррупциогенных мест» в отрасли. Механическое раскрытие бенефициаров всех контрагентов ни к каким реальным подвижкам привести и не могло, считает он. Путин вчера продемонстрировал лишь намерение продолжать кампанию по борьбе с серыми схемами в ТЭК, замечает партнер ФБК Игорь Николаев, все будет зависеть от настойчивости тех, кто будет реализовывать поручение, и контроля за ними. В последнее время неисполнение президентских поручений становится нормой, замечает он.

Авторы: Маргарита Лютова, Полина Химшиашвили

Источник: Ведомости, 14.02.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики