Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия подарила Норвегии запасы газа и нефти

Россия подарила Норвегии запасы газа и нефти

На юго-востоке Баренцева моря обнаружены запасы полезных ископаемых. Ранее эту территорию Россия разделила с Норвегией в пользу последней. Решение Москвы по разграничению «серой» зоны было ошибочным, уверены эксперты, однако освоить найденные месторождения российским компаниям все равно бы не удалось.

На территории, за которую спорили Россия и Норвегия, обнаружены месторождения углеводородов. Речь идет о спорной зоне на юго-востоке Баренцева моря. По данным нефтяного директората Норвегии, там может находиться около 2 млрд баррелей нефтяного эквивалента. В 2010 году Дмитрий Медведев подписал договор о разграничении Баренцева моря с Норвегией. Власти Норвегии уверены, что получили ресурсную базу на несколько десятилетий. При этом Россия понесла лишь большие потери из-за подписания этого соглашения, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Зачем Россия пошла на этот шаг? Что подвигло тогда президента Медведева подписать этот документ и депутатов Государственной думы ратифицировать это соглашение? Какие выгоды понесла Российская Федерация? Какие убытки — это достаточно очевидно. Теперь Норвегия все активнее нас атакует и ведет себя крайне агрессивно на европейском рынке, снижая, например, цену на свой газ и пытаясь завоевать рынок, нанеся нам прямой ущерб.

Разграничение „серой“ зоны — очевидная ошибка российского руководства. Главное, что никто публично не разъяснил, зачем надо было делать, какой петух клюнул наше руководство, чтобы подписать эти документы», — уверен он.

В представленном Норвегией исследовании говорится, что на территории бывшей так называемой серой зоны находится 85% газа и 15% нефти. Норвежские власти уже начали подготовку к разработке новых месторождений. Однако вряд ли стоит всерьез жалеть о потере этих территорий. Возможности российских компаний сильно отличаются от норвежских. Россия, в любом случае, не смогла бы в ближайшее время освоить этот участок шельфа.

«Норвежцы больше готовы к усвоению шельфовых проектов. К сожалению, в российских компаниях нет ни технологий, ни опыта для освоения таких шельфовых зон. Если бы эта территория осталась у нас, она бы лежала мертвым грузом на балансе госкомпании, и вряд ли бы она осваивалась в самое ближайшее время. В свою очередь, норвежцы могут более активно осваивать шельф. Для них это, конечно, несет больше выгод, чем для нас. В принципе, на этой зоне может быть создано некое СП, можем быть, с российскими госкомпаниями. Поэтому, на мой взгляд, пока еще шельф не полностью упущен. Эта территория в рамках СП может быть освоена», — считает он.

Разработку новых месторождений уже раскритиковали защитники природы и рыболовецкие компании. По их мнению, сложные условия на Баренцевом море могут привести к частым авариям на нефтяных платформах. А учитывая то, что в течение восьми месяцев в год акватория покрыта льдом, ликвидировать разливы нефти будет невозможно.

Автор: Анастасия Стрелковская

Источник: Коммерсант ФМ, 04.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики