Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: газ Азербайджана не помешает российскому «Газпрому» в Европе

К. Симонов: газ Азербайджана не помешает российскому «Газпрому» в Европе

Смерть президента Венесуэлы Уго Чавеса вновь актуализировала вопросы о друзьях и союзниках России. Российские компании активно вошли на венесуэльский рынок, прежде всего, в энергетике. Уход революционера Чавеса, противопоставлявшего себя Америке и ставшего в западном полушарии символом независимой энергетической политики, может изменить ситуацию. Аналитики всерьез опасаются, что влияние США на латиноамериканский мир вновь возрастёт.

Как отмечали сегодня эксперты на пресс-конференции в Москве, посвящённой анализу ситуации после Чавеса, венесуэльский лидер оставил большой задел в сотрудничестве с Ираном, Россией, Белоруссией и даже Азербайджаном.

Комментируя для «Вестника Кавказа» тему энергетического сотрудничества России с другими странами, руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что отношения России с другими производителями углеводородов, на самом деле, являются одной из серьёзнейших проблем. «В отношении этих стран нам очень сложно выстроить разумную стратегию. В этом плане у нас с Азербайджаном и Ираном огромное количество проблем. С одной стороны, кажется, что Азербайджан — это партнёр России, Россия рассматривает конкретные проекты, но в реальности мы все прекрасно понимаем, что Азербайджан является очевидным конкурентом РФ, прежде всего, на европейском рынке энергоносителей», — считает российский эксперт.

По его словам, на сегодняшний день именно газ со второй очереди месторождения «Шахдениз» является единственной более или менее реальной надеждой Европейского союза на новый альтернативный газ. «Я имею в виду, что Катар закончил инвестиционный цикл. Туркмения находится под огромным вопросом. Иран политически заблокирован. У Ирака нет свободного газа на экспорт. Поэтому сегодня из реального газа „Шахдениз“ — это, пожалуй, наиболее адекватный проект, и именно поэтому на Азербайджан в Европе молятся», — подчеркнул Симонов.

Тем не менее, эксперт полагает, что при этом «Россия в этом плане, естественно, воспринимает Азербайджан как конкурента. Известно, что „Газпром“ пытается весь этот газ выкупить для того, чтобы не пустить его на европейский рынок. Я лично не думаю, что газ Азербайджана представляет серьёзную угрозу для России. Там речь идёт о 16 млрд кубометров газа, причём 6 минимум уйдёт в Турцию, но всё равно этот момент неприятный. И здесь, по большому счёту, когда мы говорим про Азербайджан, мы говорим про конкуренцию. Мы конкуренты с Азербайджаном на европейском рынке».

Что касается Ирана, то Константин Симонов считает, что Россия с ним также потенциально вступает в серьёзные споры относительно европейского газового рынка. «Иран — обладатель вторых в мире доказанных запасов газа, и очевидно, что он рассчитывает на выход на европейские рынки. Здесь Россию, кстати, абсолютно устраивает нынешняя ситуация, статус-кво, когда Иран исключён, фактически, из серьёзных проектов. Мы, кстати, могли очень сильно выиграть по нефти, когда Европейский союз ввёл эмбарго, мы могли занять нишу Ирана на европейском рынке, но у нас нет свободной нефти. Я сегодня пытался втолковать своим коллегам, что России нужно, прежде всего, думать об объёме добычи у нас, а не в каких-то Венесуэлах. Если бы у нас была дополнительная нефть в 2011–2012 годах, мы могли бы эту нефть поставить на европейский рынок и хорошо заработать. Но у нас этой нефти не было, свободной, и заработала на этом Саудовская Аравия. А в целом конкурентные отношения с Ираном, безусловно, существуют», — сказал российский эксперт.

Константин Симонов пояснил, что из-за того, что у России «высокий уровень политической кооперации и с Азербайджаном, и с Ираном, многие думают, что мы и в энергетике партнёры. Однако в энергетике — конкуренты. Здесь надо тоже называть вещи своими именами, но конкуренция не означает, что мы должны думать, как друг друга таскать за волосы, уничтожать. По Азербайджану, я считаю, „ужас“ от его газовых проектов надуман, и мы вполне можем эти риски минимизировать. И в этом плане не нужно скупать весь газ и пытаться задобрить Азербайджан деньгами. С Ираном ситуация посложнее. Всё будет зависеть от того, как там будет меняться политический расклад. Но в целом, надо понимать, что здесь мы конкуренты, и из этого надо исходить», — резюмировал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Источник: Вестник Кавказа, 07.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики