Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск хочет провести модернизацию за счет Москвы

Минск хочет провести модернизацию за счет Москвы

Россия не спешит выделять Беларуси запрашиваемый кредит в 2 миллиарда долларов. Кремль не отказывает, но ждет от белорусского руководства реализации приватизационных планов, считает Наталья Макушина.

Несмотря на то, что повестка прошедшего в Санкт-Петербурге Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси должна была свестись к рутинной работе, — утверждению союзного бюджета на 2013 год в 5 миллиардов российских рублей и подписанию других заранее подготовленных документов, — главной интригой была встреча российского и белорусского президентов, на которой за закрытыми дверями обсуждалась просьба о финансировании модернизации белорусских предприятий.

Недорогой кредит

О том, что эта тема будет обсуждаться на высшем уровне, сообщил министр финансов России Антон Силуанов. Он же дал ответ, каким будет итог переговоров: кредит в 2 миллиарда долларов не потребуется, если Минск выполнит собственные планы по приватизации на сумму в 2,5 миллиарда.

Судя по отсутствию победных реляций из Минска, положительного ответа Александр Лукашенко пока не получил. Переговоры о «недорогом кредите» белорусский президент вел с руководством России еще декабре. Но и тогда российская сторона заявила, что готова финансировать конкретные проекты, а не просьбу с размытой формулировкой «на модернизацию».

ТНК вместо приватизации

На техническое перевооружение производства в 2013 году в Беларуси потребуется более 3,5 миллиарда долларов. Почти столько же нужно для выплаты долгов по кредитам. Без привлечения внешнего финансирования не обойтись. Но Москва не уверена, что акции предприятий, которые за ее счет желает модернизировать Минск, будут предложены именно российскому капиталу.

Россию давно интересуют МАЗ, «Гродно Азот», «Гомсельмаш», Минский завод колесных тягачей, завод электроники «Интеграл», «Беларуськалий», нефтепереработка и предприятия военно-промышленного комплекса. Первые три из этого списка посетил в феврале российский вице-премьер Аркадий Дворкович. Но за две недели до встречи с Путиным в Петербурге Лукашенко заявил, что никакой приватизации не будет.

Само слово «приватизация» в последнее время постепенно исчезает из лексикона белорусского руководства. Теперь Минск предлагает Москве создавать российско-белорусские транснациональные корпорации (ТНК). Россия вовсе не против такого сотрудничества. Но, похоже, власти Беларуси просто ищут легальный способ ухода от прежних приватизационных обещаний. Ведь от самой идеи создания ТНК до ее практической реализации много воды утечет, а под идею есть шанс выпросить у Кремля очередной кредит.

Почем бразды правления Лукашенко

«Cильная и процветающая Беларусь» под руководством Александра Лукашенко держится в основном за счет российских преференций. Россия, как союзник по интеграции, является главным инвестором в белорусскую экономику и предоставляет Беларуси беспрецедентные уступки по ценам на энергоносители, дающие только на закупках газа экономию до 3 миллиардов долларов ежегодно.

В этом году Беларусь получит 880 миллионов долларов — два последних транша из трехмиллиардного кредита ЕврАзЭС. Руководство Беларуси пока не вернуло кредит в 1 миллиард долларов, полученный под залог экспортной выручки «Беларуськалия». Около года назад Россия выплатила 2,5 миллиарда долларов за вторую часть «Белтрансгаза». Еще 10 миллиардов долларов траншами придут из России на строительство белорусской АЭС.

Кремль закрыл глаза на продолжающиеся махинации белорусской стороны с реэкспортом российской нефти без уплаты пошлин в бюджет России, о чем недавно заявил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. При этом накануне Госсовета нефтяные поставки в Беларусь на второй квартал были согласованы на условиях Минска, в объемах втрое больших, чем собственные потребности республики. Фактически Россия вручила Беларуси удочку для реформирования экономики, но Минск по-прежнему уповает на исполнение его желаний золотой рыбкой — Москвой.

Записка на память

Конечно, Россия вряд ли раскошелится на 2 миллиарда долларов, пока не получит от Беларуси гарантий по выполнению обязательств, зафиксированных в проекте меморандума по итогам февральской поездки в Беларусь Аркадия Дворковича. В то же время Кремль серьезно озабочен формированием Евразийского союза, договор о котором планируется подписать с Беларусью и Казахстаном в 2014 году. Кроме того, только на договорной базе Союзного государства с участием Беларуси могут быть реализованы многие положения новой военной доктрины России.

Сознавая собственную значимость в проектах Кремля, Минск надеется на кредит и с исполнением обещаний не торопится, поэтому для руководства Беларуси любой меморандум — не более чем записка на память. На уверенное заявление Путина о начале формирования холдинга «Росбелавто» на базе российского КамАЗа и белорусского МАЗа Лукашенко уклончиво ответил ни к чему не обязывающей фразой о странах-союзниках, которые «в этом году скажут емкое слово по всем направлениям».

Но никакие российские кредиты, открытый рынок с Россией и даже продажа госсобственности, как это было с «Белтрансгазом», без реформ не выведут экономику Беларуси из кризиса. У белорусского правителя остается все меньше рычагов влияния на развитие ситуации в собственной стране.

Автор: Наталья Макушина

Источник: DW, 16.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики