Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дерипаска предлагает разделить «Газпром» и ограничить госбанки

Дерипаска предлагает разделить «Газпром» и ограничить госбанки

Владелец «Базэла» Олег Дерипаска предложил разделить «Газпром». Одна компания должна работать в Европе, другая — на Дальнем Востоке, страдающем от дефицита инвестиций. В «Газпроме» дробить компанию не намерены: инвестиции на востоке зависят от работы на западе. Раскалывать компанию по территориальному принципу не имеет смысла, согласны эксперты, но возможно разделение добывающего и транспортного бизнеса по европейской схеме.

Российский Дальний Восток изможден от нехватки инвестиций, для их притока требуются дешевые энергоносители. Обеспечить снижение цен можно, но для этого нужно разделить «Газпром». Такое мнение в интервью газете Financial Times высказал предприниматель Олег Дерипаска.

Внутрироссийская цена на газ уже вдвое обогнала американскую, «Газпром» зациклился на работе в западном направлении, в ущерб быстро растущему азиатскому рынку, считает владелец «Базэла», уже второй раз публично и резко выступивший по непрофильной теме.

Рецепт у Дерипаски есть – разделить газовую монополию на две: одна занималась бы традиционной работой на европейском направлении, а другая сконцентрировалась бы на восточном.

«Для выгоды Дальнего Востока и Восточной Сибири «Газпром» нужно разделить», — сказал Дерипаска и обвинил «Газпром» в «рентоориентированном» поведении.

В «Газпроме» с подходом Дерипаски к структуре компании не согласились. «Отдельную структуру мы выделять не планируем», — заявил «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

«Чтобы инвестировать на Востоке, нужно зарабатывать на Западе, — пояснил он. — Если компанию разделить, кто это будет делать? Дерипаска?»

Развитие газовой отрасли в восточных регионах России предусмотрено государственной «Программой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа). Она была утверждена в 2007 году. Координатором программы является «Газпром».

Восточная газовая программа предполагает формирование центров газодобычи в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии, Сахалинской области и Камчатском крае. В частности, в нее входят крупнейшие Ковыктинское и Чаяндинское месторождения — их запасы составляют 1,5 трлн и 1,2 трлн кубометров газа соответственно. Газ с месторождений Восточной программы планируется поставлять в Китай (68 млрд кубометров в год), однако «Газпром» до сих пор не смог договориться с китайской CNPC о цене поставок.

Также в Восточную программу входит проект «Владивосток-СПГ», подразумевающий строительство в районе Владивостока завода по сжижению газа мощностью 15 млн тонн в год. Первая очередь должна быть запущена в 2018 году.

Восточной программой «Газпрома» может заниматься отдельное юридическое лицо, но это будет стопроцентная «дочка» газового холдинга, пояснил аналитик UBS Константин Черепанов. Он напомнил, что такая схема действует, например, на Ванкорском месторождении «Роснефти» — его разрабатывает дочерняя структура компании «Ванкорнефть».

«Но разделять «Газпром» по территориальному признаку смысла не имеет», — считает Черепанов. По мнению эксперта, реформирование «Газпрома» имело бы смысл, если бы речь шла о разделении компании на добывающую и транспортную, так как это разные виды бизнеса.

Логика Дерипаски понятна, комментирует эксперт «Велес капитала» Василий Танурков. «Он указывает на то, что «Газпром» — очень непрозрачная компания. Здесь много разных видов бизнеса – «Газпром» фактически является конгломератом, плюс масса непрофильных активов. Непонятно, кто кого субсидирует», — отмечает эксперт. Но, по его мнению, выделение под восточное направление отдельной структуры не повысит уровень прозрачности «Газпрома». Логичнее было бы разделить компанию по видам бизнеса – добыче и транспортировке газа, соглашается эксперт с Черепановым.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что уже сейчас «Газпром Восток» получает субсидии госбюджета. «Государство компенсирует монополии убытки от газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток в размере 11,5 млрд рублей в год, — рассказывает эксперт. — Ввод в строй мегапроекта «Сила Сибири» (развитие Якутского и Иркутского центров газодобычи) приведёт к дополнительным убыткам и многократному росту размера государственной поддержки».

Корчемкин полагает, что через 5--6 лет компания будет разделена. «В собственности государства останется головная компания, на которую будут записаны все долги, а дочерние предприятия будут приватизированы», — скептичен эксперт.

Но глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что разделение «Газпрома» — это абсурд с экономической точки зрения. «Дерипаска привлекает внимание к другим своим словам – про то, что газ в России значительно дороже, чем, например, в Америке», — говорит эксперт, считая это попыткой «частично снять с себя ответственность за закрытие ряда алюминиевых заводов на Урале».

«В производстве алюминия очень большую роль играет стоимость электроэнергии, и Дерипаска ранее уже говорил, что остановка заводов связана именно с дорогим электричеством, — рассказывает Симонов. – А в производстве электроэнергии, в свою очередь, велика доля газа как сырья».

Авторы: Екатерина Карпенко, Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 18.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики