Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кипр хочет получить от России миллиарды в кредит

Кипр хочет получить от России миллиарды в кредит

В обмен РФ предоставят долю в кипрских банках и энергоактивах. Еврогруппа на изменение договоренностей реагирует резко: банки Кипра могут больше никогда не открыться, заявил глава немецкого Минфина Вольфганг Шойбле

Кипрская делегация, прибывшая в Москву во главе с министром финансов Кипра Михалисом Саррисом, надеется получить от России кредиты на миллиарды долларов. В обмен будут предоставлены доли в кипрских банках и энергетических активах. Сегодня Саррис встречается со своим российским коллегой Антоном Силуановым.

Вместе с тем Еврогруппа по-прежнему готова поддержать Кипр, несмотря на отказ местного парламента обложить налогом банковские вклады. Это сообщил председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум после экстренного заседания в связи с демаршем кипрских депутатов: «Долг Кипра не может превышать 100% от ВВП, в противном случае они не смогут расплатиться по этим кредитам. Такие условия изначально были основными, они продолжают действовать. Наше предложение все еще в силе».

Правящая партия Кипра решила воздержаться от голосования по введению налога на депозиты. Спикер парламента Яннакис Омиру заявил с трибуны, что предложение Еврогруппы — это вымогательство и грабеж, передает канал «Россия 24»: «Мы не допустим того, чтобы Кипр стал подопытной крысой, над которой будут ставить эксперименты чиновники из Еврозоны. Вопрос о налоге на депозиты не просто экономический или бюджетный — это вопрос гигантской моральной важности. Мы никогда не согласимся с вымогательством и грабежом. Предложенные меры беспрецедентны, они подорвут нашу экономику, поставят под сомнение устойчивость банковской системы, поставят крест на Кипре, как на международном финансовом центре», — заявил Омиру.

Решение депутатов вызвало ликование у тысяч киприотов, которые в это время протестовали у стен парламента, выкрикивая в адрес европейцев, что «сначала мы, а потом вы».

Между тем Германия уже заявила, что отказ от налога на депозиты грозит банкам Кипра большими проблемами. Как сказал глава немецкого Минфина Вольфганг Шойбле, «кипрские банки могут больше никогда не открыться»: «Мы сожалеем об этом решении. Кипр запросил о помощи. Однако, чтобы ему помочь нам нужно понять, как вернуть Кипр на международные финансовые рынки. Но для этого задолженность Кипра слишком велика. Кипру некого винить в сложившейся серьезной ситуации, кроме себя, так как экономическая модель острова более не функционирует. Банки Кипра могут больше никогда не открыться. Два крупнейших банка Кипра держатся на плаву благодаря поддержке европейского Центробанка, и кто-то должен объяснить это Кипру», — заявил Шойбле.

Как сообщает Кремль, президент Кипра сразу же позвонил Владимиру Путину и сообщил о решении парламента. При этом Ангела Меркель, как передают СМИ, отчитала президента Кипра за общение с Москвой. Переговоры о финансовой помощи нужно вести с международными кредиторами и не привлекать третьи стороны, включая Россию, заявила канцлер во время телефонного разговора с главой Кипра.

Идет политический торг, отмечает директор УК Персональные стратегии Станислав Машагин: «Предлагаться компромиссное решение будет, еще были варианты более жесткой налоговой политики внутри страны, именно касающиеся долгосрочного налогообложения результатов компании. Но в какой степени найден будет компромисс, я думаю, в области других мер, а вот эта блокировка, депозит — крайне пагубно скажется на экономике Кипра. Не будут голосовать «за» в любом случае. Идет там политический торг, и не только, возможно, с Россией, но и какие-то другие кредиторы могут пойти на более мягкие условия для Кипра».

В СМИ появилась информация о том, что Кипр намерен просить содействия патриарха Кирилла в переговорах о финподдержке.

«А мы, как папуасы, за бусами бежим»

На встрече Сарриса с российским министром Силуановым будет обсуждаться вопрос о пролонгации российского кредита Кипру на 2,5 млрд евро. В минувшем году кипрское правительство запросило у Москвы еще один кредит на 5 млрд евро. Ответ не получен. Для сравнения, Еврогруппа обещала выделить Кипру 10 млрд евро.

Сколько Москва может дать Кипру, и как будет объяснять это своему населению, в эфире Business FM рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Даст Москва 10 млрд, и сколько может дать?

— Естественно, Кипр уже не на 5 млрд претендует, а минимум — на 10. Вы справедливо заметили, что именно столько предлагает ЕС. Позиция Кипра — замечательная. Они говорят: ребята, если не дадите нам 10 млрд, тогда что делать, будем вводить налог на депозиты, будем у вас изымать, видимо, примерно ту же сумму, только бесплатно. В качестве какого-то аргумента нам предлагают долю в банковском сегменте, в энергетических проектах. В реальности здесь надо осознавать, что не только Кипр, но в целом ЕС нас сейчас втягивает в весьма сомнительные сделки, фактически, предлагая нам откровенные неликвиды, а мы просто, как папуасы, за бусами бежим — за этими активами, метем все подряд. Какие-то ненужные логистические компании, металлургические заводы, то есть все, что не нужно европейцам, они с удовольствием предлагают нам, а мы большой мешок открываем, и все туда напихиваем и напихиваем. Возьмите ситуацию с Кипром, купите там долю в банках: вы думаете, что при помощи этой доли вы сохраните Кипр как оффшорную дыру в Европе? Очевидно же, что нет: вы завтра будете иметь дело с европейскими регуляторами, которые вам так выкрутят руки, что вы пожалеете обо всем. То же самое, кстати, в энергетике. Сейчас говорится про газотранспортную систему Кипра. Допустим, вы возьмете эту ГТС за долги, но завтра же придет к вам еврокомиссар по энергетике и скажет: а вы энергопакет читали; вы в курсе, что вы не можете владеть газотранспортными системами, потому что это полностью не соответствует новой энергетической политике ЕС и нарушает принципы третьего пакета. Смотрите, нам то же самое и в Греции предлагают, объятой кризисом, там тоже выставляют на торги газотранспортные активы, и мы тоже рассматриваем варианты приобретения этих активов. Регуляторы приходят к вам и говорят: ребята, вы не должны были это покупать. Вы бежите к киприотам или грекам, они разводят руки: а что вы не знали, что выберете?

— Но, по идее, все должны это понимать, зачем тогда делать это предложение?

— По идее, должны. Вы знаете, как в известном фильме говорили: «Как посадили самолет, вы должны были помнить? Должен, конечно, но я не помню». Вот у нас то же самое происходит. Мне кажется, что у нас и политическая, и деловая элита убеждена, во-первых, в том, что она самая умная, во-вторых, в том, что деньги все решают.

Источник: BFM.RU, 20.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики