Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз сдал «Газпрому» карту

Евросоюз сдал «Газпрому» карту

В пятницу министр энергетики Александр Новак и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подписали «дорожную карту» энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. Это «символ хороших энергетических отношений», прокомментировал представитель Эттингера. «Документ получился компромиссный», — замечает Новак.

Cтратегическая цель — к середине XXI в. построить «панъевропейское энергетическое пространство» с взаимосвязанной инфраструктурой и открытыми и конкурентными рынками, говорится в «дорожной карте» (есть у «Ведомостей»). К 2050 г. ЕС и Россия должны сблизить энергетическое законодательство, состыковать энергосистемы и рынки электроэнергии, устранить барьеры в нефтяном секторе.

Самая объемная часть документа посвящена торговле газом. 70% поставок газа из России приходится на Европу. «Карта» предписывает ЕС информировать Россию об изменении спроса на газ и мерах по снижению использования углеводородов. Это поможет России избежать вложений в активы, которые могут стать неокупаемыми.

Главная проблема в энергетических отношениях с ЕС — Третий энергопакет. Один из его основных принципов — предоставление равного доступа к инфраструктуре. Поставщик должен продать транспортные мощности, передать их в управление независимому оператору или гарантировать другим игрокам доступ к 50% мощностей. Представитель «Газпрома» не комментирует «дорожную карту».

Россия хочет добиться особого статуса для проектов «Газпрома» — «Северного потока» с отводами NEL и OPAL и еще не построенного «Южного потока». Трубопровод, проходящий через две и более страны, может претендовать на исключения, говорила представитель еврокомиссара по энергетике Николь Бокшталлер, договорится о них можно и на двусторонней основе, но страна — член ЕС должна согласовать отступления с Еврокомиссией. Исключение уже сделано для OPAL, соединяющего Германию и Чехию: «Газпром» может использовать свыше 50% мощностей, если не менее 3 млрд куб. м будет поставлено на чешский рынок. NEL же целиком находится в ФРГ.

Россия предлагала придать Северному и Южному потокам статус «проектов взаимного интереса» — это закрепит за «Газпромом» монополию на прокачку по ним газа. Третий пакет — законодательство ЕС, Россия лишь может на двусторонней основе обсуждать отдельные аспекты «в пределах гибкости», которые предусмотрены законом, замечает человек, близкий к европейской делегации.

«Карта» предписывает до 2020 г. «обеспечить поддержку крупным проектам в газовой инфраструктуре, которые стороны признают проектами взаимного интереса», к 2030 г. сблизить регулирование рынков, а к 2050 г. — устранить все барьеры.

Европа надеется на встречное движение, объясняет человек, близкий к европейской делегации: энергетический рынок России должен стать более открытым. Это зафиксировано и в «дорожной карте»: ЕС «заинтересован, чтобы сектор разведки и добычи [газа] работал в международной конкурентной среде».

Энергодиалог России и ЕС зашел в тупик и «карта» подтверждает это, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: обязательств она не накладывает, а реальные действия противоречат декларациям — в середине марта Еврокомиссия отказалась внести «Южный поток» в перечень приоритетных проектов. Сближение регулирования для ЕС означает отмену монополии «Газпрома» на экспорт, а этого ждать не приходится, резюмирует он.

Автор: Маргарита Лютова

Источнки: Ведомости, 25.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики