Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз сдал «Газпрому» карту

Евросоюз сдал «Газпрому» карту

В пятницу министр энергетики Александр Новак и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подписали «дорожную карту» энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. Это «символ хороших энергетических отношений», прокомментировал представитель Эттингера. «Документ получился компромиссный», — замечает Новак.

Cтратегическая цель — к середине XXI в. построить «панъевропейское энергетическое пространство» с взаимосвязанной инфраструктурой и открытыми и конкурентными рынками, говорится в «дорожной карте» (есть у «Ведомостей»). К 2050 г. ЕС и Россия должны сблизить энергетическое законодательство, состыковать энергосистемы и рынки электроэнергии, устранить барьеры в нефтяном секторе.

Самая объемная часть документа посвящена торговле газом. 70% поставок газа из России приходится на Европу. «Карта» предписывает ЕС информировать Россию об изменении спроса на газ и мерах по снижению использования углеводородов. Это поможет России избежать вложений в активы, которые могут стать неокупаемыми.

Главная проблема в энергетических отношениях с ЕС — Третий энергопакет. Один из его основных принципов — предоставление равного доступа к инфраструктуре. Поставщик должен продать транспортные мощности, передать их в управление независимому оператору или гарантировать другим игрокам доступ к 50% мощностей. Представитель «Газпрома» не комментирует «дорожную карту».

Россия хочет добиться особого статуса для проектов «Газпрома» — «Северного потока» с отводами NEL и OPAL и еще не построенного «Южного потока». Трубопровод, проходящий через две и более страны, может претендовать на исключения, говорила представитель еврокомиссара по энергетике Николь Бокшталлер, договорится о них можно и на двусторонней основе, но страна — член ЕС должна согласовать отступления с Еврокомиссией. Исключение уже сделано для OPAL, соединяющего Германию и Чехию: «Газпром» может использовать свыше 50% мощностей, если не менее 3 млрд куб. м будет поставлено на чешский рынок. NEL же целиком находится в ФРГ.

Россия предлагала придать Северному и Южному потокам статус «проектов взаимного интереса» — это закрепит за «Газпромом» монополию на прокачку по ним газа. Третий пакет — законодательство ЕС, Россия лишь может на двусторонней основе обсуждать отдельные аспекты «в пределах гибкости», которые предусмотрены законом, замечает человек, близкий к европейской делегации.

«Карта» предписывает до 2020 г. «обеспечить поддержку крупным проектам в газовой инфраструктуре, которые стороны признают проектами взаимного интереса», к 2030 г. сблизить регулирование рынков, а к 2050 г. — устранить все барьеры.

Европа надеется на встречное движение, объясняет человек, близкий к европейской делегации: энергетический рынок России должен стать более открытым. Это зафиксировано и в «дорожной карте»: ЕС «заинтересован, чтобы сектор разведки и добычи [газа] работал в международной конкурентной среде».

Энергодиалог России и ЕС зашел в тупик и «карта» подтверждает это, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: обязательств она не накладывает, а реальные действия противоречат декларациям — в середине марта Еврокомиссия отказалась внести «Южный поток» в перечень приоритетных проектов. Сближение регулирования для ЕС означает отмену монополии «Газпрома» на экспорт, а этого ждать не приходится, резюмирует он.

Автор: Маргарита Лютова

Источнки: Ведомости, 25.03.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики