Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кремль: Игорь Сечин и Алексей Миллер, как и федеральные чиновники, должны отказаться от зарубежных счетов

Кремль: Игорь Сечин и Алексей Миллер, как и федеральные чиновники, должны отказаться от зарубежных счетов

Запрет на счета в иностранных банках распространяется на руководителей «Газпрома» и «Роснефти», решили в Кремле. В дальнейшем ограничения могут затронуть их подчиненных и менеджмент компаний, в которых у государства нет контрольного пакета.

Главы «Роснефти» и «Газпрома» Игорь Сечин и Алексей Миллер, как и федеральные чиновники, должны отказаться от зарубежных счетов. «Да, несомненно», — заявил во вторник глава администрации президента Сергей Иванов, комментируя указы президентские указы о реализации антикоррупционных законов — о противодействии коррупции и о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам.

Указы впервые предписывают в справках о доходах отражать сведения о зарубежных счетах, о ценных бумагах и недвижимости. Иметь недвижимость за границей не запрещается, но ее нужно указать в декларации. Зарубежные счета, акции и активы зарубежных компаний запрещены.

Госдума с лета прошлого года рассматривает законопроект, запрещающий чиновникам и депутатам иметь счета в зарубежных банках. В феврале 2012 года президент России Владимир Путин внес в Госдуму схожий законопроект — «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов».

Под его действие подпадали не только чиновники и депутаты, но и менеджеры, «занимающие должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных на основании федеральных законов...». Документ также запрещает иметь зарубежные счета их супругам и несовершеннолетним детям.

В случае принятия закона подпадающие под него категории госслужащих должны в течение трех месяцев избавиться от своих иностранных счетов, если они есть. В противном случае им грозит увольнение «в связи с утратой доверия».

Критерии статуса государственной компании, подпадающей под ограничения, прописаны исчерпывающе, считает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Если контрольный пакет в госсобственности — это однозначно госкомпания. Если доля меньше — возможно принятие отдельных решений. Таких немного», — уточнил он.

Ограничения затрагивают руководителей госкомпаний, уточнил Песков. Затронут ли они нижестоящих в корпоративной иерархии сотрудников — пока не определено. На иностранных топ-менеджеров госкомпаний ограничения не распространяются.

Ранее Кремль не указывал, что положения законопроекта будут применяться, в частности, к главам «Роснефти» и «Газпрома».

«Учитывая масштабы «Роснефти» и «Газпрома», Сечин и Миллер фактически являются государственными чиновниками. Кроме того, они могут считаться чиновниками, так как назначаются основным акционером — государством», — комментирует аналитик RMG Securities Михаил Лощинин.

Представители Сечина и Миллера уже заявили, что топ-менеджеры не имеют счетов за границей. «Все деньги держим в России», — цитирует «Прайм» пресс-секретаря Игоря Сечина. Официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов также заявил, что руководитель концерна не имеет счетов за рубежом. По словам Куприянова, все свои средства Миллер хранит в Газпромбанке.

Государство напрямую владеет 50,005% «Газпрома» (еще 3,6% владеет Внешэкономбанк) и 75,16% «Роснефти». У «Роснефти» еще есть крупный иностранный акционер — британская ВР, которая по итогам недавней сделки (британские инвесторы продали «Роснефти» 50% ТНК-ВР, получив оплату деньгами и акциями российской госкомпании) консолидировала 19,75% «Роснефти». Кроме того, «Роснефть» готовится к приватизации. Пока точно не определен размер пакета, который будет выставлен на продажу, но ранее обсуждалась возможность снижения доли государства ниже контрольной.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что новые антикоррупционные инициативы призваны переключить внимание общественности с чиновников на топ-менеджеров госкомпаний. «У глав многих компаний сложился негативный в плане коррупции имидж, — поясняет Симонов. — Но реально уличить их в коррупции будет значительно сложнее, чем чиновников» — уровень официальных доходов руководителей крупных компаний намного выше, чем у чиновников и депутатов.

«Когда депутат с официальным доходом, например, в 2 млн рублей в год вдруг оказывается владельцем большого количества недвижимости — это уже повод для антикорупционного расследования, — говорит Симонов. — Но топ-менеджеры крупнейших компаний могут, не выходя за рамки закона, позволить себе гораздо больше».

Авторы: Алексей Топалов, Рустем Фаляхов

Источник: Газета.RU, 02.04.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики