Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» готовит клещи Киеву

«Газпром» готовит клещи Киеву

Москва готовит новое наступление на поле газового транзита. Вчера Минприроды РФ проинформировало страны Балтийского региона о начале работ по оценке воздействия на окружающую среду третьей и четвертой ниток «Северного потока». А накануне президент Владимир Путин одобрил планы реанимации другого экспортного газопровода – «Ямал–Европа – 2». Главной целью этих транзитных операций, как считают эксперты, является Украина, которая может лишиться доходов от транспортировки российского газа.

Вчера Министерство природных ресурсов РФ направило странам Балтийского региона информацию о начале работ по оценке воздействия на окружающую среду строительства третьей и четвертой ниток морского газопровода «Северный поток». 

Официальные уведомления были посланы в природоохранные ведомства Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, Швеции, сообщает Минприроды.

Проекты по увеличению экспортных мощностей стоят в повестке дня «Газпрома». На днях монополист объявил о начале формирования консорциума для строительства третьей ветки «Северного потока». А в среду президент Владимир Путин поручил главе концерна Алексею Миллеру реанимировать проект газопровода «Ямал–Европа – 2» по территории Белоруссии для повышения надежности поставок в Польшу, Словакию и Венгрию. В ответ Миллер сообщил, что нужные переговоры по этому проекту уже были проведены с Польшей, Венгрией, Словакией на корпоративном уровне. По его словам, вторая ветка газопровода «Ямал–Европа – 2» мощностью 15 млрд. кубометров в год может быть введена в 2018–2019 годах.

Впрочем, сами поляки не в восторге от такого «подарка». «Возобновление проекта строительства газопровода «Ямал–Европа – 2» представляется Польше сомнительным, так как страна ориентируется на диверсификацию и поиск новых поставщиков газа», – сообщило РИА Новости со ссылкой на министра государственной казны Польши Миколая Будзановского, курирующего ТЭК.

В недоумении и опрошенные «НГ» эксперты, считающие многомиллиардные планы избыточными. «Судя по всему, российское руководство хочет окончательно решить вопрос со строптивой соседкой», – полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник.

 Напомним, что объем транзита российского газа по территории Украины в 2012 году составил около 84,3 млрд. кубометров, причем в последние годы этот показатель снижается. «Путин мыслит категориями десятилетий, тогда как у Виктора Януковича такой возможности нет», – рассуждает аналитик.

«Идея наказать Украину – чудовищная по затратам и вряд ли реализуемая, – уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Дело в том, что на другом конце трубы есть страны, которые российским газом можно снабдить только с территории Украины – та же Австрия, например. Так что совсем лишить Украину транзита «Газпром» не сможет. Но решимость тратить на это гигантские деньги вообще не поддается никакой логике. Только «Южный поток» обойдется России в 50 млрд. долл., учитывая все расходы – в том числе и строительство соответствующей инфраструктуры на российском побережье, о чем «Газпром» говорит неохотно. Это совершенно напрасная трата денег, которые, между прочим, будут идти в том числе из бюджета, а значит, из карманов российских налогоплательщиков…»

С этим мнением во многом согласна и аналитик агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович. «Негатива в очередном проекте по увеличению транспортных мощностей гораздо больше, – считает она. – В настоящее время общие мощности по транспортировке российского газа европейским потребителям, учитывая пропускную способность ГТС Украины, составляет 246,4 млрд. кубометров. В то же время экспорт «Газпрома» по итогам 2012 года упал на 8,1% и составил 203,22 млрд. кубов. Строительство «Южного потока», двух дополнительных ниток «Северного потока», а также расширение газопровода «Ямал–Европа» увеличит мощности «Газпрома» более чем на 130 млрд. кубометров газа в год. Получаем, что в общем «Газпром» рассчитывает увеличить трубопроводные мощности в Европу почти до 380 млрд. кубометров газа в год, что означает, что в среднесрочной перспективе российской газовой монополии необходимо будет увеличить экспорт газа в Европу практически вдвое».

Цифры нереальные, учитывая кризис в Европе и падение спроса. К тому же не стоит забывать о том, что за планами стоят финансовые затраты, которые исчисляются десятками миллиардов долларов. «Финансирование, которого потребует строительство третьей нитки «Северного потока», может достигнуть примерно 3,7–4 миллиардов долларов, – отмечает Войтович. – Более того, и без учета этого проекта общий объем инвестиций «Газпрома» с учетом нефтяных и энергетических сегментов в 2013 году оценивается приблизительно в 1,5 триллиона рублей».

Более выгодным вариантом развития событий стало бы получение контроля над украинской ГТС, что позволило бы сократить изначально планируемую мощность «Южного потока» и отложить строительство «Ямал–Европа-2», что привело бы к сокращению инвестпрограммы российской газовой монополии. Но кто в России привык считать деньги?..   

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 05.04.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики