Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК собирает газовые долги на 400 млн рублей

НОВАТЭК собирает газовые долги на 400 млн рублей

После приобретения двух региональных сбытовых сетей у «Газпрома» НОВАТЭК начал активно бороться с их должниками. За первый квартал этого года НОВАТЭК подал в общей сложности около 200 исковых заявлений о взыскании долгов с потребителей Челябинской и Костромской областей. Получить деньги с главных неплательщиков ‒ муниципальных предприятий ‒ безуспешно пытаются и другие региональные поставщики.

Региональная «дочка» НОВАТЭКа ‒ «НОВАТЭК – Челябинск» ‒ подала 140 исков о взыскании задолженности с неплательщиков на сумму более 400 млн руб. (в картотеке арбитражного суда с начала года числится 163 исковых заявления, из них 70 было подано в течение прошлой недели). Об этом РБК daily сообщили в пресс-службе НОВАТЭКа. В структуре исков, направленных в суд, 79,3% приходится на организации коммунального комплекса.

НОВАТЭК получил «Газпром межрегионгаз Челябинск» в собственность в декабре 2011 года за 1,5 млрд руб. За пять месяцев до завершения сделки долги коммунальщиков перед «Газпромом» составляли более 0,5 млрд руб.

На конец февраля 2013 года просроченная задолженность 156 коммунальных организаций Челябинской области за поставки газа составила более 1 млрд руб. Еще 450 млн НОВАТЭКу должны промышленные потребители. По состоянию на конец октября 2012 года около 43% от этой суммы приходилось на Челябинский металлургический комбинат (ЧМК). Сейчас задолженности перед НОВАТЭКом у ЧМК нет, ответили РБК daily в пресс-службе металлургического предприятия.

В последнее время ситуация с должниками в Челябинской области обострилась. По инициативе газовой компании местная прокуратура в конце февраля этого года провела совещание с муниципальными предприятиями, по результатам которого прокуратура приняла решение проверить хозяйственную деятельность МУПов. Среди провинившихся оказались «Челябкоммунэнерго» с долгами 143,6 млн руб., МП «Управление теплоснабжения» ‒ 21,9 млн руб. и МУ «Тимирязевское ЖКП» ‒ 9,4 млн руб. Получить комментарий от «Челябкоммунэнерго» не удалось.

По словам источника РБК daily, знакомого с ситуацией, с февральского совещания в прокуратуре ситуация с долгами в регионе значительно не изменилась. Сейчас выплачивать долги у предприятий стимула нет, отмечает собеседник. Он появится к осени, так как компании начинают опасаться не войти в отопительный сезон, объясняет источник. «В настоящее время рассматриваем возможность в рамках действующего законодательства прекращения подачи газа недобросовестным потребителям за долги», ‒ отметили в НОВАТЭКе.

С проблемами задолженности сталкивается и костромская «дочка» компании, которая также была куплена у «Газпрома» в конце декабря прошлого года за 0,5 млрд руб. На момент приобретения НОВАТЭКом региональной сети задолженность коммунальщиков перед газовой компанией составляла 253 млн руб. В «Газпроме» решение продать компанию объясняли РБК daily желанием добавить забравшему большинство промышленных потребителей региона НОВАТЭКу «социальной нагрузки». С начала года «НОВАТЭК-Кострома» подала около 25 исковых заявлений с требованиями взыскать долги с региональных потребителей (данные картотеки арбитражного суда).

Чаще всего за газ должны структуры, которые так или иначе имеют отношение к государству, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Как и в электроэнергетике, компаниям, по сути, запрещено принимать жесткие меры против государственных должников вроде отключения от поставок.

Но если в отношении «Газпрома» здесь политика более жесткая, то в отношении частной компании использовать административный ресурс сложнее. «Газпром» может себе позволить «закрыть» невыплаченные долги экспортной выручкой, у НОВАТЭКа такого ресурса нет, и компания будет вести себя жестче по отношению к должникам. «Если им совсем запретят отключать, они могут попросить компенсации», ‒ заключил г-н Симонов.

Просроченная задолженность региональных потребителей перед «Газпромом» в 2012 году составила 83,4 млрд руб. В качестве новой меры борьбы с должниками газовая монополия пригрозила регионам сократить инвестиции в их газификацию в случае, если местные компании и муниципальные предприятия не разберутся со своими обязательствами.

Проблема неплатежей за газ носит общероссийский и системный характер, с ней сталкиваются все поставщики газа независимо от регионов, отмечают в НОВАТЭКе. «Сегодня газовые компании, вкладывающие миллиардные инвестиции в геологоразведку, обустройство месторождений, создание необходимой для производства газа инфраструктуры, платя за транспортировку газа до конечного потребителя и налоги, являются заложниками данной ситуации», ‒ констатирует представитель компании Михаил Лозовой.

В компании видят несколько причин наличия неплатежей за поставленный газ. Часть потребителей использует потребленный газ фактически как товарный кредит, экономя свои средства и/или зарабатывая дополнительную прибыль. Кроме того, в сфере ЖКХ существует и криминальная составляющая, когда в качестве управляющих компаний выступают фирмы-однодневки, задачей которых является сбор средств со своих потребителей, а затем банкротство предприятий с целью ухода от ответственности. Рост задолженности традиционно происходит зимой и снижается летом – в начале осени. «Это связано с равномерной оплатой населением за потребленное тепло в течение всего года, что, как правило, приводит к дефициту денежных средств у теплоснабжающих организаций зимой», ‒ поясняют в НОВАТЭКе.

Компания полагает, что для улучшения ситуации с неплатежами необходимо внести изменения в нынешнее законодательство. В частности, НОВАТЭК считает важным ввести систему расщепления платежей и выделение из них газовой составляющей, введение субсидиарной ответственности региональных властей – владельцев имущества по долгам организаций, эксплуатирующих данное оборудование, в том числе в случае заниженных тарифов, и др.

Автор статьи: Полина Строганова

Источник: РБК Daily, 09.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики