Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

«Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

Министерство энергетики России прорабатывает вопрос о создании газопровода «Ямал-Европа-2» через Белоруссию в обход Украины. Цель строительства — повысить надежность поставок топлива в Восточную Европу

Россию толкает к этому прежде всего политическая необходимость, признают эксперты, политика же, по их мнению, станет главным препятствием на пути реализации проекта.

«Ямал-Европа-2» будет ответвлением от газопровода, построенного еще в 1990-е годы. От границы Белоруссии и Польши труба потянется в направлении Словакии и Венгрии. Конкретный маршрут еще будет уточняться. Газпром сможет начать эту стройку после полного завершения двух других проектов — «Северного потока» по дну Балтийского моря и «Южного потока» через Черное море. Таким образом, новый газопровод может появиться к 2018–2019 году.

Российские чиновники заявляют, что «Ямал-Европа-2» поможет диверсифицировать поставки газа в Восточную Европу и тем самым снизить риски перебоев. Эксперты считают, что речь прежде всего о политических рисках. Украина является слишком ненадежным транзитером российского газа, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и напоминает о многочисленных «газовых войнах»:

«К сожалению, нет других вариантов, кроме как задуматься об обходе Украины. Труба «Ямал-Европа-2» закрывает «серую зону» которую не могут закрыть «Северный поток» и «Южный поток». Закрывается центральная часть Восточной Европы — можно осуществлять поставки в Венгрию, Словакию и дальше выходить на австрийский Баумгартен, куда «Южный поток» не пойдет согласно последним планам. Таким образом Украина полностью убирается из транзита, и мы гарантируем европейцам надежность наших поставок».

С Белоруссией, через которую будет проложен трубопровод, тоже случались конфликты. Но сейчас газотранспортная система республики контролируется Газпромом, так что, по словам Константина Симонова, беспокоиться не о чем. Еще один плюс — проект «Ямал-Европа-2» окажется не таким дорогим, как, скажем, «Северный поток» и «Южный поток». По оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, он обойдется в полтора-два миллиарда долларов.

Однако некоторые эксперты опасаются, что реализации проекта будет мешать политика. Киев раздражен тем, что может полностью лишиться транзита, и его можно понять, ведь украинский бюджет в этом случае недосчитается трех-четырех миллиардов долларов в год. Украину поддерживают некоторые политики в Восточной Европе, прежде всего в Варшаве.

Так, польский премьер Дональд Туск и некоторые его коллеги уже высказали скепсис в отношении нового трубопровода. Ситуацию прокомментировал независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Я пока не совсем уверен в том, что данный трубопровод может быть реализован в тех политических условиях, в которых сейчас существуют Россия, Польша, Украина и другие восточноевропейские страны. Антироссийская риторика в части газа на самом деле является значимой, и без ее решения, без смягчения ее в пользу России такого рода проекты на территории этих стран, даже с учетом экономической выгоды, могут идти сложно».

Российские эксперты считают, что в итоге рационализм возьмет верх над политическими опасениями. Ведь, как отмечает Константин Симонов, Газпром предлагает Восточной Европе еще одну трубу, но не просит от потенциальных потребителей ни соинвестиций, ни отказа от участия в каких-либо альтернативных проектах.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 10.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики