Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

«Ямал-Европа-2»: Киев боится стать ненужным

Министерство энергетики России прорабатывает вопрос о создании газопровода «Ямал-Европа-2» через Белоруссию в обход Украины. Цель строительства — повысить надежность поставок топлива в Восточную Европу

Россию толкает к этому прежде всего политическая необходимость, признают эксперты, политика же, по их мнению, станет главным препятствием на пути реализации проекта.

«Ямал-Европа-2» будет ответвлением от газопровода, построенного еще в 1990-е годы. От границы Белоруссии и Польши труба потянется в направлении Словакии и Венгрии. Конкретный маршрут еще будет уточняться. Газпром сможет начать эту стройку после полного завершения двух других проектов — «Северного потока» по дну Балтийского моря и «Южного потока» через Черное море. Таким образом, новый газопровод может появиться к 2018–2019 году.

Российские чиновники заявляют, что «Ямал-Европа-2» поможет диверсифицировать поставки газа в Восточную Европу и тем самым снизить риски перебоев. Эксперты считают, что речь прежде всего о политических рисках. Украина является слишком ненадежным транзитером российского газа, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и напоминает о многочисленных «газовых войнах»:

«К сожалению, нет других вариантов, кроме как задуматься об обходе Украины. Труба «Ямал-Европа-2» закрывает «серую зону» которую не могут закрыть «Северный поток» и «Южный поток». Закрывается центральная часть Восточной Европы — можно осуществлять поставки в Венгрию, Словакию и дальше выходить на австрийский Баумгартен, куда «Южный поток» не пойдет согласно последним планам. Таким образом Украина полностью убирается из транзита, и мы гарантируем европейцам надежность наших поставок».

С Белоруссией, через которую будет проложен трубопровод, тоже случались конфликты. Но сейчас газотранспортная система республики контролируется Газпромом, так что, по словам Константина Симонова, беспокоиться не о чем. Еще один плюс — проект «Ямал-Европа-2» окажется не таким дорогим, как, скажем, «Северный поток» и «Южный поток». По оценкам Фонда национальной энергетической безопасности, он обойдется в полтора-два миллиарда долларов.

Однако некоторые эксперты опасаются, что реализации проекта будет мешать политика. Киев раздражен тем, что может полностью лишиться транзита, и его можно понять, ведь украинский бюджет в этом случае недосчитается трех-четырех миллиардов долларов в год. Украину поддерживают некоторые политики в Восточной Европе, прежде всего в Варшаве.

Так, польский премьер Дональд Туск и некоторые его коллеги уже высказали скепсис в отношении нового трубопровода. Ситуацию прокомментировал независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Я пока не совсем уверен в том, что данный трубопровод может быть реализован в тех политических условиях, в которых сейчас существуют Россия, Польша, Украина и другие восточноевропейские страны. Антироссийская риторика в части газа на самом деле является значимой, и без ее решения, без смягчения ее в пользу России такого рода проекты на территории этих стран, даже с учетом экономической выгоды, могут идти сложно».

Российские эксперты считают, что в итоге рационализм возьмет верх над политическими опасениями. Ведь, как отмечает Константин Симонов, Газпром предлагает Восточной Европе еще одну трубу, но не просит от потенциальных потребителей ни соинвестиций, ни отказа от участия в каких-либо альтернативных проектах.

Автор: Влад Гринкевич

Источник: Голос России, 10.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики