Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нефтяная корова России

Нефтяная корова России

Налог на добавленный доход вместо НДПИ надо было вводить еще вчера 

На минувшей неделе Министерство финансов России предложило повысить на 5% налог на добычу полезных ископаемых по нефти. Это знаковое событие.

В последние годы нефтяные компании указывают на одно простое обстоятельство: ситуация в добычном комплексе очень тяжелая. Все понимают, что нельзя десятилетиями выезжать на тех месторождениях, которые были открыты, введены в действие еще в советское время. Уже двадцать лет как нет СССР, а месторождения Ханты-Мансийского округа по-прежнему являются основными в добыче нефти в стране. Ясно, что приходится смещаться в новые регионы освоения. И здесь нет еще четкого понимания, что это будет. Сначала мы говорили про восток Сибири, потом про шельф, сейчас все больше суждений о труднодоступной нефти Западной Сибири, говорят про Баженовскую свиту, про другие проекты.

С точки зрения налоговой политики, абсолютно неважно, что станет приоритетом. Во всех этих случаях мы нуждаемся в абсолютно новой налоговой политике. Да даже и по старым месторождениям проблема очевидна. Ведь в чем принципиальная трудность существующей налоговой системы в нефтяном бизнесе? Она не стимулирует разработку новых месторождений, и она не стимулирует реанимацию старых месторождений. Иными словами, на подъеме и на спаде эта налоговая система абсолютно не стимулирует нефтяные компании к активному инвестиционному процессу. Это и есть основная проблема. Сейчас-то мы и оказываемся в ситуации, когда советские месторождения находятся на спаде, а гринфилдов у нас мало и их необходимо запускать.

Государство вообще пошло по принципу исключений. Оно согласилось с тем, что нужно стимулировать добычу на востоке, на шельфе, трудноизвлекаемые нефти. По всем этим направлениям разрабатывается особый налоговый режим. Я думаю, что этот путь в принципе неверный. Исключения – это всегда плохо. Должна быть нормальная единая четкая и внятная налоговая система. Единая – это не означает, что на всех месторождениях будет единая ставка налогов. Это сейчас происходит, когда вы платите экспортную пошлину, когда вы платите НДПИ вне зависимости зачастую от того, где у вас находится месторождение, в каком оно находится состоянии, далеко ли оно от нефтепровода. Это все не учитывается. Я говорю про единые принципы взимания налогов. Когда речь идет об исключениях, это означает, что нефтяники должны ходить к чиновникам и уговаривать их отнести ваши месторождения к той или иной льготной категории. Это в корне неверно. Это сегодня мина под нашим нефтяным комплексом, который вот-вот войдет в период спада добычи.

 Мы всегда поддерживали отказ от нынешней налоговой системы. Она сыграла свою роль. Да, эта система была нацелена на изъятие доходов нефтяных компаний. Для начала нулевых это было важно, шло восстановление государства, и отказ от сверхльготных налоговых схем был предопределен. Но сегодня, когда перед нефтяной отраслью стоят совершенно иные задачи, когда нужно инвестировать в новые проекты, эта налоговая система, безусловно, является репрессивной и никак не стимулирует развитие новых проектов. В этом плане идеи принципиальной смены философии налогового обложении абсолютно верные.

Правительство много лет думает о введении НДД – налога на добавленный доход. Это как раз и стало бы проявлением принципиально нового подхода к налогообложению. Если НДПИ не привязан, как я уже сказал, к структуре месторождения, к местоположению его, то НДД как раз является тем налогом, который эти моменты учитывает. НДД предполагает, что налогообложение ведется не от стоимости продажи. НДД платится с прибыли. Это совсем иной подход, который как раз и учитывает понесенные компаниями затраты.

Но что происходит? Происходит то, что у государства кончаются деньги. И мы видим, как лихорадочно государство ищет эти деньги, скребет по всем сусекам. Опять получается, что единственным источником выступает нефтяная и газовая промышленности. Ну, на газовую отрасль подняли не так давно НДПИ, принят план и дальнейшего его повышения. По нефтянке государство продемонстрировало понимание, что отрасль перегружена налогами. Принималась реформа «60-66-90», которая сокращала пошлину на экспорт сырой нефти. И вдруг – бах – такое откровенное предложение: «Дорогие друзья, нужно строить дороги, поэтому на 5% подкинем-ка мы вам НДПИ». Я понимаю, государство идет по самому простому пути: нет денег – пойдем к нефтяникам. Но, ребята, неужели трудно понять, что ситуация в отрасли действительно далеко не такая блестящая, во многом благодаря политике государства и налоговому режиму тоже. Нефтяники говорят: «Ребята, давайте изучим опыт НДД?». Мы о НДД говорим много лет, и вот сейчас только дозрели до того, что, возможно, на нескольких месторождениях – на Имилорском или на Шпильмана - будет использована в качестве тестового режима практика НДД. Но мне кажется, что этот тест надо было делать лет пять назад еще. А пока тут будет тестовый режим, по всей стране НДПИ повысят в пользу святого дела – строительства дорог. Правда, когда мы смотрим репортажи из Новгорода, где воруют сотнями миллиардов рублей на дорожном строительстве, то возникает вопрос: на святое ли дело пойдет нефтяные деньги или, может, очередной чиновник построит себе пятиэтажный особняк? Может, государству стоило бы уделить особое внимание эффективности расходов, а не использовать простую логику «нет денег – залезем к нефтяникам в карман»? В конце концов, можно использовать нефтяной комплекс как дойную корову, но эта корова, если ее доить сто раз в день, рано или поздно просто сдохнет.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики