Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нефтяная корова России

Нефтяная корова России

Налог на добавленный доход вместо НДПИ надо было вводить еще вчера 

На минувшей неделе Министерство финансов России предложило повысить на 5% налог на добычу полезных ископаемых по нефти. Это знаковое событие.

В последние годы нефтяные компании указывают на одно простое обстоятельство: ситуация в добычном комплексе очень тяжелая. Все понимают, что нельзя десятилетиями выезжать на тех месторождениях, которые были открыты, введены в действие еще в советское время. Уже двадцать лет как нет СССР, а месторождения Ханты-Мансийского округа по-прежнему являются основными в добыче нефти в стране. Ясно, что приходится смещаться в новые регионы освоения. И здесь нет еще четкого понимания, что это будет. Сначала мы говорили про восток Сибири, потом про шельф, сейчас все больше суждений о труднодоступной нефти Западной Сибири, говорят про Баженовскую свиту, про другие проекты.

С точки зрения налоговой политики, абсолютно неважно, что станет приоритетом. Во всех этих случаях мы нуждаемся в абсолютно новой налоговой политике. Да даже и по старым месторождениям проблема очевидна. Ведь в чем принципиальная трудность существующей налоговой системы в нефтяном бизнесе? Она не стимулирует разработку новых месторождений, и она не стимулирует реанимацию старых месторождений. Иными словами, на подъеме и на спаде эта налоговая система абсолютно не стимулирует нефтяные компании к активному инвестиционному процессу. Это и есть основная проблема. Сейчас-то мы и оказываемся в ситуации, когда советские месторождения находятся на спаде, а гринфилдов у нас мало и их необходимо запускать.

Государство вообще пошло по принципу исключений. Оно согласилось с тем, что нужно стимулировать добычу на востоке, на шельфе, трудноизвлекаемые нефти. По всем этим направлениям разрабатывается особый налоговый режим. Я думаю, что этот путь в принципе неверный. Исключения – это всегда плохо. Должна быть нормальная единая четкая и внятная налоговая система. Единая – это не означает, что на всех месторождениях будет единая ставка налогов. Это сейчас происходит, когда вы платите экспортную пошлину, когда вы платите НДПИ вне зависимости зачастую от того, где у вас находится месторождение, в каком оно находится состоянии, далеко ли оно от нефтепровода. Это все не учитывается. Я говорю про единые принципы взимания налогов. Когда речь идет об исключениях, это означает, что нефтяники должны ходить к чиновникам и уговаривать их отнести ваши месторождения к той или иной льготной категории. Это в корне неверно. Это сегодня мина под нашим нефтяным комплексом, который вот-вот войдет в период спада добычи.

 Мы всегда поддерживали отказ от нынешней налоговой системы. Она сыграла свою роль. Да, эта система была нацелена на изъятие доходов нефтяных компаний. Для начала нулевых это было важно, шло восстановление государства, и отказ от сверхльготных налоговых схем был предопределен. Но сегодня, когда перед нефтяной отраслью стоят совершенно иные задачи, когда нужно инвестировать в новые проекты, эта налоговая система, безусловно, является репрессивной и никак не стимулирует развитие новых проектов. В этом плане идеи принципиальной смены философии налогового обложении абсолютно верные.

Правительство много лет думает о введении НДД – налога на добавленный доход. Это как раз и стало бы проявлением принципиально нового подхода к налогообложению. Если НДПИ не привязан, как я уже сказал, к структуре месторождения, к местоположению его, то НДД как раз является тем налогом, который эти моменты учитывает. НДД предполагает, что налогообложение ведется не от стоимости продажи. НДД платится с прибыли. Это совсем иной подход, который как раз и учитывает понесенные компаниями затраты.

Но что происходит? Происходит то, что у государства кончаются деньги. И мы видим, как лихорадочно государство ищет эти деньги, скребет по всем сусекам. Опять получается, что единственным источником выступает нефтяная и газовая промышленности. Ну, на газовую отрасль подняли не так давно НДПИ, принят план и дальнейшего его повышения. По нефтянке государство продемонстрировало понимание, что отрасль перегружена налогами. Принималась реформа «60-66-90», которая сокращала пошлину на экспорт сырой нефти. И вдруг – бах – такое откровенное предложение: «Дорогие друзья, нужно строить дороги, поэтому на 5% подкинем-ка мы вам НДПИ». Я понимаю, государство идет по самому простому пути: нет денег – пойдем к нефтяникам. Но, ребята, неужели трудно понять, что ситуация в отрасли действительно далеко не такая блестящая, во многом благодаря политике государства и налоговому режиму тоже. Нефтяники говорят: «Ребята, давайте изучим опыт НДД?». Мы о НДД говорим много лет, и вот сейчас только дозрели до того, что, возможно, на нескольких месторождениях – на Имилорском или на Шпильмана - будет использована в качестве тестового режима практика НДД. Но мне кажется, что этот тест надо было делать лет пять назад еще. А пока тут будет тестовый режим, по всей стране НДПИ повысят в пользу святого дела – строительства дорог. Правда, когда мы смотрим репортажи из Новгорода, где воруют сотнями миллиардов рублей на дорожном строительстве, то возникает вопрос: на святое ли дело пойдет нефтяные деньги или, может, очередной чиновник построит себе пятиэтажный особняк? Может, государству стоило бы уделить особое внимание эффективности расходов, а не использовать простую логику «нет денег – залезем к нефтяникам в карман»? В конце концов, можно использовать нефтяной комплекс как дойную корову, но эта корова, если ее доить сто раз в день, рано или поздно просто сдохнет.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики