Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект «Европа–Ямал-2» повис в воздухе

Проект «Европа–Ямал-2» повис в воздухе

За газпромовские трубопроводы в Польше увольняют министров

Попытки России сократить транзит газа через Украину наталкиваются на неприятие со стороны Европы. Не успел глава «Газпрома» Алексей Миллер заявить о подписании меморандума о строительстве газопровода Европа–Ямал-2, как в Польше разгорелись нешуточные страсти. Премьер-министр Дональд Туск в пятницу отправил в отставку министра госказначейства Миколая Будзановского из-за скандала вокруг спорной сделки между польским газовым монополистом PGNiG и «Газпромом». Поддержанный Владимиром Путиным проект «Европа–Ямал-2» повис в воздухе.

По словам премьера, Будзановский «халатно отнесся к контролю над государственным концерном и не выполнил в должной мере свои надзорные функции». При этом Дональд Туск не исключил дальнейших отставок. Между тем сам Будзановский, курирующий в том числе и ТЭК страны, вовсе не являлся сторонником российского проекта, лишающего Украину последней надежды на транзит российского газа. «Возобновление проекта строительства газопровода Ямал–Европа-2 представляется Польше сомнительным, так как страна ориентируется на диверсификацию и поиск новых поставщиков газа», – сообщил он, узнав о подписанном меморандуме (см. «НГ» от 05.04.13). Так что наказание чиновника скорее показательное – чтоб другим было неповадно.

Официальная Варшава только из СМИ узнала о том, что польская фирма, часть которой контролирует компания PGNiG, подписала с «Газпромом» меморандум о строительстве второй очереди газопровода Ямал–Европа через территорию Польши.

Напомним, что «Газпром» и компания «ЕвроПол газ» (СП «Газпрома» и польской PGNiG, владеющее польским участком газопровода Ямал–Европа) 5 апреля подписали меморандум о взаимопонимании по проекту «Ямал–Европа-2» на Форуме Балтийского моря в Петербурге. Согласно документу, подробности которого озвучил «Газпром», стороны будут совместно реализовывать проект строительства газопровода мощностью 15 млрд. кубометров, который пройдет через территорию Белоруссии в Польшу и далее в направлении Словакии и Венгрии. Технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение полугода.

«Проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров», – пояснил тогда глава «Газпрома» Алексей Миллер. До подписания он провел встречу с вице-премьером Польши, главой польского министерства экономики Янушем Пехочиньским, в ходе которой также обсуждалась труба Ямал–Европа-2. Миллер представил основные параметры газопровода, отметив, что проект принесет Польше экономическую выгоду в виде платы за транзит, а также будет способствовать повышению энергобезопасности потребителей Центральной Европы. Правда, позже компания PGNiG разъяснила, что подписанный меморандум не является юридически обязывающим документом.

Между тем премьер Туск ранее заявлял: его страна в дополнительных объемах российского газа не заинтересована, так как намерена диверсифицировать источники поставок. «Для нас газ – это не инструмент ведения политики», – подчеркивал польский премьер.

Развитие польской газопроводной интриги российские эксперты видят по-разному. Глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов считает, что реакция польского руководства политически мотивированна. «Если кто-то убедит Туска хотя бы проанализировать экономические выгоды проекта, то ситуация может измениться», – считает Симонов. Тем более что выгоды, по словам Симонова, для Польши очевидны: мало того, что «Газпром» готов взять на себя основные риски проекта, так еще и сама Польша получит дополнительный источник газа. К тому же будет получать плату за транзит по своей территории. «Но какие доводы перевесят – пока сказать сложно, – отмечает он. – С добычей сланцевого газа в Польше подвижек нет. Да и балтийский терминал сжиженного газа в Свиноустье до сих пор не может похвастать заключенными контрактами».

Впрочем, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что этот проект просто обречен на провал и реализован не будет. «Газпром» подписал меморандум со своей собственной «дочкой», где имеет 51% акций. «Это была отчаянная попытка Москвы оставить Украину без транзита, – считает эксперт. – Но поляки в эти игры играть явно не намерены, отсюда и столь жесткая реакция…» 

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 22.04.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики