Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия заговорила о проекте «Ямал-2», чтобы вынудить Украину продать ГТС

Россия заговорила о проекте «Ямал-2», чтобы вынудить Украину продать ГТС

В России заговорили о газопроводе «Ямал-Европа-2» в обход Украины, чтобы напугать украинское руководство и заставить его продать «Газпрому» свою газотранспортную систему.

Такое мнение высказал ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«Есть желание посильнее напугать украинское руководство перспективой строительства и реального ввода в строй обходных газопроводов, которые гарантированно смогут заменить украинский транзит. Идея, которую «Газпром» и политическое руководство России пытается довести до Януковича, крайне проста: «продайте ГТС, тогда откажемся хотя бы от части обходных маршрутов», — сказал Митрахович.
По его словам, российская сторона, поднимая этот вопрос, как бы отсылает к опыту Беларуси.
«Мол, там продали трубу, и ничего страшного, сейчас вот даже новую проложим, транзит через Беларусь только вырастет. Украине предлагается в вопросах трубы пойти по пути Беларуси», — добавил он.
При этом Митрахович считает, что разговоры про «Ямал-2» позволят «Газпрому» и Путину в случае необходимости закрыть тему третьей и четвертой ниток Nord Stream («Северный поток») и не строить их раньше трубы через Беларусь и Польшу.

В тоже время, он отметил, что объективно в Европе есть регионы, куда газ через газопроводы Nord Stream и South Stream («Южный поток») поставлять неудобно (юго-восток Польши, Словакия и север Венгрии). По его мнению, «Ямал-2» решил бы эту проблему.
При этом Митрахович подчеркнул, что это как раз те страны, которые сейчас вовлечены в игры с Украиной по виртуальному реверсу.
«А если газ в эти страны пойдет не через Украину, а через „Ямал-2“, то поставки российского газа из Европы будут возможны уже только уже через физический реверс, что сделает этот газ более дорогим, чем получается в схеме реверса виртуального», — сказал он. Митрахович считает, что «есть небольшая надежда, что поляки в итоге согласятся на аргументы „Газпрома“ — ведь с экономической точки зрения они получают и новую трубу, и возможность зарабатывать на транзите, а другим газовым проектам (СПГ, интерконнекторы, сланцы и пр.) „Ямал-2“ никак не мешает.
„Больше труб хороших и разных“ — это отличный вариант для потребителя. Хотя я лично думаю, что раз уж Туск раскритиковал этот проект по политическим причинам („нежелание играть в российскую игру“), то он свое мнение не изменит», — считает эксперт.

Справка. 3 апреля 2013 года Президент России Владимир Путин поручил «Газпрому» проработать вопрос строительства в обход Украины газопровода «Ямал-Европа-2» через Беларусь.
Через Ямальский газопровод, который проходит через территорию Беларуси и Польши в Германию, россияне ежегодно могут поставлять около 33 млрд кубометров газа.
4 апреля в Санкт-Петербурге «Газпром» и польско-российская компания «ЕвРоПолГаз» подписали меморандум о взаимопонимании по проекту строительства газопровода «Ямал-Европа-2» мощностью не менее 15 млрд куб. м газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено на протяжении шести месяцев.
Предложения «Газпрома» предусматривают строительство газопровода на территории Польши от белорусской границы до Словакии.
5 апреля премьер-министр Польше Дональд Туск заявил, что польская власть не поддерживает идею строительства еще одного газопровода в обход Украины, который мог бы проходить через территорию Польши в рамках проекта «Ямал-Европа-2». По его словам, Польша не заинтересована в дополнительных поставках газа из России, поскольку хочет уменьшить свою энергетическую зависимость от россиян.
Польская национальная нефтегазовая компания PGNIG и " ЕвРоПолГаз " заявили, что подписанный меморандум является лишь декларацией намерений изучить экономическую целесообразность проекта «Ямал-Европа-2» и не обязывает никого ни строить новый трубопровод, ни подписывать какие-либо контракты в будущем.
19 апреля Туск принял решение уволить министра государственного имущества Николая Будзановского за недостаточный контроль над государственными компаниями, который стал очевидным после подписания меморандума с российским «Газпромом» по проекту «Ямал-Европа-2».
15 мая Миллер заявил, что газопровод «Ямал-Европа-2» в обход Украины может быть построен в «очень-очень» короткие сроки, так как не требует больших затрат.
В случае реализации проекта, этот газопровод станет третьим в обход Украины после уже построенного россиянами «Северного потока» и «Южного потока», сооружение которого началось в конце 2012 года.

Автор: Ольга Кихтенко

Источник: УНИАН, 17.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики