Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не делится

«Газпром» не делится

Россия пока не готова разделить «Газпром» на добывающее и транспортное предприятие. Но при этом у властей есть вопросы по прозрачности компании. Эксперты отмечают, что прозрачность «Газпрома» действительно оставляет желать лучшего, однако разделять монополию рискованно – может повториться ситуация с электроэнергетикой, когда реформа привела лишь к ухудшению обстановки.

Российское правительство не планирует разделять «Газпром» на добывающую и транспортную компании. Как заявил в интервью «Российской газете» вице-премьер Аркадий Дворкович, такие планы не рассматриваются.

«Главное на данном этапе — понятные для всех правила доступа к газотранспортной инфраструктуре и финансовая прозрачность внутри самого «Газпрома» при осуществлении разных видов деятельности, четкое понимание, какие затраты связаны с газотранспортной инфраструктурой», — заявил Дворкович. При этом он отметил, что для руководства газовой монополии ее прозрачность, может быть, и достаточна, но, например, в Минэнерго такого понимания нет. «А это означает, что она недостаточна», — подчеркнул вице-премьер.

На сегодняшний день «Газпром» является вертикально интегрированной компанией, которая занимается и добычей газа, и его транспортировкой, и реализацией (как оптовой, так и розничной).

Идея о разделении компании по вполне успешной модели нефтяного сектора (где магистральными нефтепроводами владеет «Транснефть», сама не ведущая добычу) возникла еще в начале 2000-х годов.

Тогда идею реструктуризации «Газпрома» активно лоббировало Минэкономразвития. Предполагалось, что это увеличит конкуренцию. Глава «Газпрома» Алексей Миллер тогда написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что предложения МЭРТ несут угрозу энергетической безопасности страны и отпугивают потенциальных инвесторов. В 2003 году Путин заявил, что государство «не поддержит никаких планов расчленения или разделения «Газпрома».

Уже в 2012 году тот же Дворкович также заявлял, что не видит смысла в разделении «Газпрома».

В разделении «Газпрома» заинтересована Европа. Согласно Третьему энергетическому пакету Евросоюза, одна и та же компания не имеет права заниматься транспортировкой и продажей газа. Из-за этого у Европы периодически возникают претензии к европейским компаниям, занимающимся поставками газа, в которых у «Газпрома» есть доля.

«К разделению нужно подходить крайне аккуратно, — считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Основная идея разделения – дробление добывающего бизнеса «Газпрома» на несколько независимых компаний (газопроводы останутся в руках государства), с тем чтобы повысить уровень конкуренции, что, в свою очередь, приведет к снижению цен». Однако российский опыт реформирования естественных монополий показывает, что цены в итоге не снижаются. «Это особенно хорошо видно на примере реформы электроэнергетики, — говорит Симонов. – Сети остались во владении государства, производство энергии было выделено в якобы конкурирующие компании». Однако по факту никакой конкуренции нет, цены на электроэнергию лишь растут, при этом энергетические сети остаются недоинвестированными».

«По факту вместо одной естественных монополий мы получили несколько «противоестественных», то есть олигополию, — указывает глава ФНЭБ. – То же самое будет с газом. Первое, что сделают новые владельцы добывающих активов «Газпрома», — потребуют роста внутренних цен».

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов отмечает, что разделение «Газпрома» будет означать реальную либерализацию внутреннего рынка. Однако эксперт также считает, что власти опасаются повторения ситуации с электроэнергетикой. «При этом заявление Дворковича вполне можно расценивать в плане того, что государство лишь пока не рассматривает возможности разделения «Газпрома». «Основной задачей на сегодняшний день является повышение внутренней эффективности компании и ее прозрачности.

Правительство дает «Газпрому» шанс. И если «Газпром» этим шансом не воспользуется, ничто не мешает властям через год-два вернуться к теме реструктуризации монополии», — говорит Агибалов.

Что касается прозрачности «Газпрома», то она у многих вызывает серьезные вопросы. Так, согласно рейтингу, опубликованному летом прошлого года антикоррупционной организацией Transparency International, в вопросе антикоррупционных инициатив «Газпром» занимает 98-ю позицию из 115. Зато с точки зрения организационной структуры бизнеса прозрачность «Газпрома» оказалась на высоте – 83%.

«Однако основные вопросы к «Газпрому» касаются прозрачности расходования его капитальных вложений, — комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. – Так, стоимость газопроводов, которые строит «Газпром», зачастую значительно превышает стоимость аналогичных европейских проектов».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 20.05.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики