Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными

Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Проекты Южного и Северного потока являются, прежде всего, политическими. Мы же помним, что переговоры о создании некоего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой были – пытались или договориться, или выкупить. После первой газовой войны и уж точно после второй, от которых пострадал и Газпром, и Россия, стало понятно, что так продолжаться не может. Владимиром Путиным было принято политическое решение о строительстве этих газопроводов в обход капризных стран-транзитеров. Это должно было лишить смысла существование вообще всей этой газотранспортной системы. Другое дело, что Путин рассчитывал, что оба потока получат специальный статус и будут выведены из-под правила третьего энергопакета, по которому собственник газотранспортной системы может в нее поставлять только 50% объема газа. Но тогда по идее должны быть другие поставщики, которые могут заполнить вторые 50% мощностей. Но этот энергопакет не уточняет, как быть, если таковых нет в природе – неоткуда на входе в «Северный поток» взяться еще одному поставщику. То же самое касается и «Южного потока». Но я думаю, этот проект тоже будет реализован, а вот насчет дополнительных ниток «Северного потока» пока возникают вопросы.

Даже если вдруг, допустим, появится сланцевый газ из США, то он будет отнюдь не дешевым – примерно таким же по стоимости, как российский арктический газ, который НОВАТЭК планирует поставлять в Европу. Далеко не факт, что планы США по экспорту сланцевого газа окажутся оправданными. Может выйти, как в свое время в Штатах – заводов построят много для этого, но они могут ведь и не пригодиться. В самих же Штатах промышленники пытаются убедить президента Обаму, что «такая корова нужна самому» и сланцевый газ им внутри страны нужен. Ведь иначе при экспорте газа цены в Штатах поднимутся и сравняются с мировыми. И тогда ставку Обамы на новую индустриализацию нечем будет подкрепить – электричество будет дорогим. 

Думаю, впереди Обаму ждет непростой выбор между поднятием экономики за счет дешевого сланцевого газа в самих Штатах и газовым лобби за экспорт его на мировой рынок. Даже если экспорт и начнется, то его объемы будут совсем небольшие.

Свежие расчеты относительно спроса на газ в странах ЕС говорят о том, что роста нет, есть небольшая стагнация. Европейцы говорят, что за счет энергосбережения и использования альтернативных источников энергии они будут сокращать использование углеводородов. Однако пока это только слова, как, кстати, и Программа «20-20-20» – к 2020 году сократить объемы выбросов СО2 на 20% и чтобы 20% в энергетике занимали альтернативные источники энергии. Но после сланцевой революции на рынок Европы хлынул дешевый уголь из США, который используется без зазрения совести и при наличии экологической проблематики. В условиях экономического кризиса посчитали деньги и цинично решились в пользу грязного угля. Если пойдет рост экономики, то они могут снова заявить о возвращении к популистской экологической программе и опять начать использовать более экологически чистые источники энергии.

Сейчас по «Северному потоку» проходит 23 млрд кубометров газа, но газопроводы на севере Германии OPAL и NEL еще не готовы, поэтому он не весь заполнен. О полной загрузке речи пока не идет. Проект «Ямал-Европа-2» пока есть только на бумаге, и о нем говорить еще рано – он не так давно был задекларирован. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 28.05.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики