Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Голубая топливная аномалия

Голубая топливная аномалия

Тарифы на газ в России выше, чем в Казахстане, Белоруссии и Украине

Сравнение цен на природный газ в разных странах выявило удивительный факт – россияне переплачивают за собственное топливо по сравнению с жителями соседних стран. В большинстве стран Европы номинальная цена на газ выше, чем в России. Однако по отношению к средним доходам наш собственный газ никак нельзя назвать дешевым. Такие сенсационные данные опубликовали вчера аналитики РИА Рейтинг.

Самый дорой газ для населения – в Швеции. В пересчете на российскую валюту цена 1 куб. м около 52,9 руб. – сообщает РИА Рейтинг. На втором месте по дороговизне – Дания, население которой платит по 45,2 руб. за 1 куб. м. Третье и четвертое места в рейтинге занимают «проблемные» страны еврозоны – Греция (42,4 руб. за 1 куб. м), а также Италия (40,4 руб. за 1 куб. м). Но куда интереснее оказалось сравнение цен по странам СНГ. Самый дешевый газ оказывается не в России, а в Казахстане – примерно 2,1 руб. за 1 куб. м. Оно и понятно, так как страна не покупает, а, наоборот, продает за рубеж собственное топливо. Зато второе место по дешевизне газа занимает Белоруссия (2,6 руб. за 1 куб. м). При этом нужно помнить, что Белоруссия импортирует газ из России по льготной цене – 160–180 долл. за 1 тыс. куб. м. Однако граждане Белоруссии получают газ почти вдвое дешевле импортной цены. Третье место у Украины, где население платит 3,6 руб. за 1 куб. м, причем на протяжении нескольких последних лет.

При этом в отличие от Белоруссии страна платит за российский газ почти «европейскую» цену – порядка 360 долл. за 1 тыс. куб. м. Этот факт объясняется, с одной стороны, тем, что Украина имеет собственную добычу, за счет которой удовлетворяется основная потребность частного сектора. Еще одной причиной сложившейся ситуации, как и в Белоруссии, является социальный фактор. В этих странах власти стараются не взвинчивать цены и не заставлять собственных граждан переплачивать за необходимый товар. Как отмечают аналитики РИА «Рейтинг», такое несоответствие характерно почти для всех постсоветских стран, представленных в рейтинге (за исключением прибалтийских). Постсоветские страны фактически субсидируют цены на газ для поддержания социальной стабильности.

Между тем ведущий мировой производитель газа – Россия – выглядит на фоне соседей довольно жалко, занимая по ценам на газ только четвертое место с конца рейтинга со средним уровнем тарифов для населения по итогам 2012 года в 3,8 руб. за 1 куб. м. «Следует отметить, что оптовые цены для населения в России значительно ниже – на уровне 2,4 рубля за кубометр», – говорится в исследовании. Так что наценки при розничной продаже весьма солидные.

Тарифная ситуация в России крайне противоречива, считают независимые эксперты. «Экономической логики в сложившихся тарифах нет никакой, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Положение вещей несправедливо. Но изменить ситуацию может лишь руководство страны – либо пересмотром тарифов, либо содействием введения конкурентных рыночных цен». Цены на газ для населения в России и США уже практически сравнялись, но при этом понятно, что доходы в США и России часто просто несопоставимы, сетует Крутихин.

О тарифной несправедливости говорят и бизнесмены. Как отмечается в материалах завершившейся на днях III Всероссийской конференции по проблемам государственной ценовой и тарифной политики Торгово-промышленной палаты РФ, «имея огромные сырьевые запасы энергоресурсов, мы догнали, а то и перегнали развитые страны по уровню цен на энергоресурсы для предприятий и населения». «При наших климатических условиях, протяженности страны, низких доходах и несравнимо более высоких, чем в развитых странах, ценах на продукты питания, лекарства и т.д. все это негативно сказывается и на экономике, и на социальном самочувствии общества, – говорится в итоговых документах ТПП. – Анализ показывает, что в хозяйственной системе страны выстроены отношения, которые практически исключают реальную конкуренцию. Сложился механизм извлечения прибыли прежде всего за счет постоянного и существенного повышения цен».

В свою очередь, президент Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов отмечает, что российское правительство сознательно отказывается от субсидирования газовых цен для населения. «И я считаю, что это правильно, – уверен он. – Что лучше – делать газ дешевым или вкладывать средства в инфраструктуру? Правительство просто должно внятно объяснить, почему именно так происходит. Тем более что действительно не совсем честно одной рукой требовать темпа повышения коммунальных тарифов на 6,5%, а другой – подписывать повышения тарифа на газ на 15%. У нас не столько газ дорогой, сколько чудовищно завышена стоимость подключения к газовым сетям…».

Впрочем, содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг напоминает, что платежеспособность населения Украины и Белоруссии ниже, чем в России. «Причем в случае с Украиной дотирование населения приводит к существенным проблемам. Стране, которая фактически находится в рецессии, в этом году необходимо погасить долги перед МВФ и другими кредиторами, – говорит он. – Дополнительное финансирование МВФ выделять стране не хочет, пока та не наладит госфинансы и, в частности, перестанет субсидировать потребление газа, закупаемого у «Газпрома».   

Стоимость природного газа для населения в разных странах

Страна

Цена кубометра газа в рублях

Сколько можно купить на средний душевой доход, тыс. куб. м

Казахстан

2,1

8,8

Беларусь

2,6

4,5

Россия

3,8

6,1

Румыния

11,4

1,2

Молдова

16,2

0,6

Великобритания

24,1

4,6

Люксембург

24,7

5

Германия

27

3,3

Ирландия

28

3,2

Франция

28,4

3,1

Бельгия

30,6

2,9

Австрия

31,8

2,8

Испания

38

1,7

Италия

40,4

1,7

Дания

45,2

2,4

Швеция

52,9

2,1

Источник: РИА Рейтинг

 

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 29.05.2013 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики