Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Меморандум о праве на заседания

Меморандум о праве на заседания

«Это просто жест доброй воли со стороны Евразийского экономического союза, его странам-участницам это ничего особо не дает. Зато дает право Украине участвовать в заседаниях». Так эксперты оценивают решение все-таки принять Украину в Таможенный союз в качестве наблюдателя. Полноценное же членство – вопрос по-прежнему вряд ли ближайшей перспективы.

Украина не получила статус наблюдателя в ТС на заседании глав государств ТС 29 мая в Астане, хотя ранее рассчитывала на это. Однако Киев подпишет меморандум о получении статуса наблюдателя в Таможенном союзе «в ближайшие дни на саммите СНГ в Минске», уверил президент Украины Виктор Янукович. «Такое поручение дано премьер-министру», – добавил он. Саммит назначен на пятницу, 31 мая.

По его словам, статус наблюдателя даст возможность украинскому представителю работать в Евразийской экономической комиссии, которая является исполнительным органом ТС.

В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил, что «проект меморандума одобрен на сегодняшнем заседании президентов» и что Виктор Христенко, глава Евразийской экономической комиссии, подпишет с украинской стороной соответствующий документ в ближайшем будущем.

По словам Назарбаева, Украина может получить статус наблюдателя в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве и Евразийском экономическом союзе России, Казахстана и Белоруссии, передает ИТАР-ТАСС.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также подтвердил подписание меморандума. Однако российские власти не считают, что предоставление Украине статуса наблюдателя является некой уступкой. «Это абсолютно не уступка. Мы приветствуем стремление Украины быть ближе к интеграционным процессам», – пояснил он.

Работа по формированию экономических объединений во многих странах мира шла десятилетиями, напомнил Песков. «Это очень скрупулезная, кропотливая, растянутая по времени работа, но приносящая конкретные дивиденды каждой из стран-участниц», – добавил он.

«Мы исходим из того, что, поскольку договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в этот союз. Потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наше интеграционное объединение», – пояснил заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев.

При этом вступить в Евразийский союз Украина сможет, лишь предварительно вступив в Таможенный союз. Плюс Украина не сможет участвовать в аналогичных соглашениях с Евросоюзом, добавил Глазьев.

Между тем ранее Янукович заявлял, что, получив статус наблюдателя, страна начнет рассматривать возможность присоединения лишь к отдельным положениям Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако пока вопрос о вступлении страны в это объединение не стоит.

В свою очередь Москва не была в восторге от этого. Замглавы Минэкономразвития России Алексей Лихачев в прошлом месяце говорил, что участники Таможенного союза еще не приняли окончательного решения по переговорам о присоединении Украины, пусть и в качестве наблюдателя. Он также выражал сомнения, что меморандум будет подписан в мае на президентском уровне.

Жест доброй воли

«Вряд ли Назарбаев делает какие-то заявления по этой теме без согласования с Москвой. Поэтому я считаю, что позиция Кремля изменилась. На мой взгляд, это просто жест доброй воли со стороны Евразийского экономического союза, его странам-участницам это ничего особо не дает. Зато дает право Украине участвовать в заседаниях», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Статус наблюдателя при ТС не позволит Украине влиять на принятие решений объединения: наблюдатель не может участвовать в голосовании, у него нет никаких прав, какие есть у членов союза, отмечал не так давно премьер Дмитрий Медведев.

Украина давно пытается найти компромисс между ТС и ЕС. В 2012 году четверть украинского экспорта ушла в Россию, столько же – в Европу. Другое дело, что в РФ уходит экспортная продукция с более высокой добавленной стоимостью, а в ЕС – преимущественно сырье и материалы. Но оба региона равно важны для Украины с экономической точки зрения, отмечает Устенко.

Украина ведет переговоры с Брюсселем о подписании соглашения об ассоциации и готовится подписать соглашение о свободной торговле с ЕС. Но его подписание вступает в противоречие с вступлением в ТС. Если бы все члены ТС имели аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, тогда бы никаких противоречий не возникало, поясняет эксперт.

Поэтому Украина должна выбрать что-то одно: либо интеграцию с РФ и ТС, либо с ЕС. Киев склоняется в сторону Европы. Чтобы обойти существующее противоречие, Украина пыталась найти компромиссную форму сотрудничества с ТС, в частности, предлагала вариант «три плюс один». Но Москву такой подход не устраивал.

Судя по всему, Украина нашла новую форму – получение статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. «Самая важная мотивации со стороны Украины – быть в курсе, что происходит, пытаться договариваться до возникновения потенциального торгового конфликта, показать всем членам ТС, что Украина находится и на этой стороне тоже. Игра на двух фронтах Украины продолжается», – считает Олег Устенко.

Не исключено, что Киев как наблюдатель будет ждать удобного момента для вступления в ТС, когда это не будет противоречить соглашению о свободной торговле с ЕС. «Это может произойти в среднесрочной или долгосрочной перспективе, после того как члены ТС станут участниками ВТО и начнут делать подвижки в сторону ЕС», – поясняет Устенко.

Между тем гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает желание Украины получить статус наблюдателя в ТС очередной уловкой. «Это означает, что Украина хочет сделать вид, что вроде как участвует в интеграции, и за это попросить кучу пряников, в первую очередь – дешевый газ. Но в реальности она ничего не хочет выполнять, не хочет брать на себя никаких обязательств. Ясно, что такие идеи не пройдут», – говорит газете ВЗГЛЯД Константин Симонов.

Устенко также считает, что Украина обязательно будет пытаться получить преференции от России – и по цене на газ, и по объемам газа, и по украинской ГТС, и по привлечению российских финансовых ресурсов, и по возможности участия российского бизнеса в приватизации других неэнергетических объектов Украины и т. д. «Другое дело, что попытка не означает абсолютного успеха», – отмечает украинский экономист.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 30.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики