Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина намерена ввести квоты на импорт нефтепродуктов

Украина намерена ввести квоты на импорт нефтепродуктов

Украина спасает свою нефтепереработку за счёт торговых партнёров и собственных потребителей. По данным украинских СМИ, власти страны намерены ввести жёсткие ограничения на импорт нефтепродуктов. Предполагается, что ввоз топлива снизится вдвое, что должно оживить внутреннее производство.

Сейчас на долю импортного горючего приходится 70 процентов украинского рынка. Основными поставщиками бензина и дизельного топлива в страну являются Белоруссия, Россия и Литва. Из шести существующих на Украине нефтеперерабатывающих заводов при такой конъюнктуре рынка работает только два. За прошлый год внутренняя переработка нефти в стране упала более чем в 2 раза. Ранее предполагалось спасать украинскую нефтепереработку за счёт импортных пошлин. Сейчас выясняется, что этого недостаточно, и планируется ввести квоты на ввоз топлива — не более 2 млн тонн бензина и 1,5 млн тонн дизельного топлива в год. О возможных последствиях такого шага — руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Такие радикальные шаги всегда приводят к определённым последствиям. Получить явный эффект от таких нововведений очень трудно. В какой-то степени это может повлечь политический конфликт между Киевом и Минском, что может вызвать и дефицит топлива в стране, рост социального недовольства из-за всплеска цен на топливо».

Если квоты будут введены, украинским потребителям действительно не позавидуешь, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Зато будут созданы прекрасные условия для коррупции:

«Сырьё, поступающее на украинские заводы, идёт по ценам мирового рынка. При этом технический уровень заводов крайне низок, изношенность очень велика. Нефтепродукты украинского производства получаются, с одной стороны, очень дорогими, а с другой стороны, очень низкокачественными. Устанавливая квоты, правительство Украины создаст для украинской таможни прекрасную возможность получать взятки за ввоз бензина из той же Белоруссии сверх установленных квот».

Ставка на то, что снижение на рынке доли импортного бензина приведёт к оживлению внутреннего производства, также вряд ли сработает. Ведь заполучить инвесторов в украинскую нефтепереработку, учитывая прошлый опыт, будет очень непросто, продолжает Рустам Танкаев:

«Ещё при Юлии Тимошенко правительство Украины запустило передел рынка. В результате оно полностью распугало потенциальных инвесторов. На Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе работала компания „Укртатнафта“, и административными рычагами фактически отняли этот завод. Потом выдавили с Лисичанского завода. Проблемы возникли у „ЛУКОЙЛа“ на Одесском нефтеперерабатывающем заводе».Ещё одним аргументом не в пользу квот являются правила международной торговли. Юристы отмечают, что намерения украинских властей противоречат правилам ВТО.

Леонид Гурьянов

Источник: Голос России, 07.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики