Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан пустит в Армению газ?

Азербайджан пустит в Армению газ?

Азербайджан предложил Армении помощь в поставках газа. Правда, для этого Еревану придется пойти на определенные политические уступки. Подробности озвучены не были, но и без этого ясно: речь пойдет о Нагорном Карабахе. Может ли Армения отказаться от НКР ради газа?

Недавно «Газпром» поднял цену на газ для Армении со $ 180 до $ 270 за 1000 кубов. Это вызвало волну недовольства среди населения. Ведь в стране сразу изменились тарифы на «голубое топливо». Отреагировали на эту новость и в Баку. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев выступил с неожиданным предложением: он заговорил о возможных поставках азербайджанского газа в Армению. «Если Армения обратится к нам с просьбой о помощи в газовом вопросе, несомненно, мы поможем», — сказал он. К его словам присоединились и в администрации президента. Однако тут уже были сделаны некоторые уточнения. «Помощь может быть оказана лишь при определенных условиях, — цитирует представителя ведомства Новруза Мамедова 1news.az. — Обращение к нам стало бы признанием со стороны армян потребности в такой помощи, что могло бы подтолкнуть их к определенной конструктивности в отношениях с Азербайджаном».

Подробных уточнений не последовало, но и без этого было понятно, что имеет в виду официальный Баку. Естественно, речь идет о самой насущной теме: территории Нагорного Карабаха. Из-за нерешенного конфликта относительно НКР на границе между Арменией и Азербайджаном практически ежедневно погибают люди. Мировое сообщество постоянно акцентирует внимание на необходимости разрешения проблемы, но ни одна из сторон не собирается идти на встречу.

Теперь же Азербайджан пытается продавить свои интересы при помощи газа. Однако не стоит питать иллюзий относительно того, что Ереван согласится пойти на какие-либо уступки, считает политолог Грант Мелик-Шахназарян. В интервью BigCaucasus он подтвердил, что Армения не откажется от своей позиции относительно Нагорного Карабаха. «То, что хотел бы Азербайджан от нас получить — это не политические, а территориальные уступки. На это Армения никогда пойти не сможет, хотя бы по одной простой причине: территории Нагорного Карабаха принадлежат республике Арцах, — говорит Мелик-Шахназарян. — И второе: деньги или благосостояние на Родину не меняют. Поэтому я думаю, что это популистское заявление призвано продемонстрировать мировому сообществу мнимую конструктивность Азербайджана, не более того».

Проблем с поставками газа у Еревана не возникнет даже несмотря на повышение «Газпромом» цен, говорит Мелик-Шахназарян. Ведь Армения имеет и другого поставщика — Иран. «Мы получаем газ не только из России, но и из Ирана. Правда, этот газ идет на обслуживание теплоэлектростанций в Армении. Но тем не менее этот газ есть, и есть возможность расширения этих труб. Но я не думаю, что в этом есть потребность. Те условия, которые сегодня созданы для населения Армении, они более-менее приемлемы, учитывая средние мировые цены».

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов также не сомневается, что речь может пойти о территориальных претензиях Баку. «Уступки, о которых говорит Азербайджан, это решение Карабахского вопроса. Тему Карабаха Азербайджан ставит в Брюсселе, в Армении», — напоминает Симонов.

Он также согласен с Меликом-Шахназаряном в том, что Ереван не пойдет на уступки Баку. «Я совершенно убежден, что никакого соглашения вроде „газ в обмен на территории“ не будет. Это немыслимо. Надо знать ситуацию чтобы понимать, что решение Карабахского вопроса таким образом в принципе невозможно. Я вообще не знаю, каким образом он может быть решен, но уж точно не по такой примитивной схеме — мы вам газ, а вы нам землю. К тому же Азербайджан не может восприниматься как надежный поставщик».

Азербайджан не может быть надежным партнером в плане поставок газа не только для Армении, но и для Европы, считает Симонов. Дело в том, что Баку использует газ как предмет для продавливания своих политических интересов. «В Европе очень часто изображали Россию как страну, которая использует энергетику для решения политических вопросов, хотя на самом деле примеров этого нет. А вот Азербайджан Европой приветствуется, его носят на руках, потому что считается, что это пример другой страны, это альтернативный поставщик, для которого газ — это только бизнес, и никакой политики. А выясняется, что для Азербайджана газ — это прежде всего политика. Это шанс использовать энергетику для решения политических вопросов», — рассказывает Константин Симонов.

По мнению эксперта, у Еревана не будет проблем с поставщиками. Во-первых Москва хоть и повышает цену на «голубое топливо», но все равно предлагает его по вполне приемлемым суммам. Также есть Иран, который поставляет газ, хоть и в небольших количествах. «У Армении сейчас другая проблема: там нечем платить за газ, там надо экономику создавать, указывает Симонов.-То есть вопрос не в том, где найти газ, а в том, где найти деньги. Тем более что Россия предлагает газ Армении по довольно комфортным ценам».

Автор: Екатерина Нерозникова

Источник: Большой Кавказ, 10.06.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики