Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной казус

Нефтяной казус

Москва и Минск согласовали поставки нефти и нефтепродуктов на третий квартал 2013 года с заметным опазданием

Между Россией и Белоруссией вызревает очередной нефтяной конфликт. Во вторник глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что объем поставок нефтепродуктов из Белоруссии в Россию в 2013 году оказался ниже тех показателей, которые ранее были согласованы вице-премьерами обеих стран.

«Белорусская сторона пока не выполняет те показатели, которые были запланированы в протоколе заседаний Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко. Тем не менее те объемы, которые были поставлены в Россию за первые четыре месяца этого года — 560 тыс. тонн нефтепродуктов, соответствуют спросу на нашем рынке», — цитирует Новака агентство «Прайм-ТАСС».

По его словам, с учетом проводимой сейчас модернизации собственных НПЗ России может и не понадобиться тот объем нефтепродуктов, какой требовался в начале года.

Фактором неопределенности в российско-белорусских отношениях остается отсутствие подписанного топливно-энергетического баланса на 2013 год. Более того, параметры баланса поставок нефти в Белоруссию так и не определены, добавил министр. Он отметил, что согласование в этом году проходит в особом режиме, каждые три месяца утверждается баланс на квартал.

«Безусловно, белорусская сторона желает до конца года подписать баланс, мы бы тоже хотели это сделать, но мешает ряд вопросов, связанных с экономикой. Например, в прошлом году российские нефтяники поставили в Белоруссию 21,2 млн тонн нефти. Если мы увеличим этот объем до 23 млн тонн, то при беспошлинной поставке это приведет к дополнительным потерям для российского бюджета — с каждой тонны примерно $400», — сказал Новак.

Правда, чиновник забыл упомянуть, что в начале года Россия в лице Дворковича предлагала Белоруссии подписать контракт, предусматривающий в 2013 году поставки на белорусские НПЗ всего 18,5 млн тонн российской нефти, тогда как Белоруссия запрашивала не менее 23 млн тонн. В результате для официального Минска оказалось даже более выгодно подписывать баланс отдельно на каждый квартал: при таком раскладе белорусские НПЗ получают каждые три месяца по 5,75 млн тонн российской нефти — это как раз соответствует желаемым 23 млн тонн за год. Однако соглашение о поставках нефти на третий квартал года до конца июня оставалось неподписанным.

Как сообщил источник «Интерфакса» в белорусском профильном ведомстве, Минэнерго России отказывалось даже вести переговоры на эту тему.

«Несмотря на прежние заявления о готовности подписать документ на третий квартал до 15 июня, баланс поставок нефти в третьем квартале пока остается неподписанным. Минэнерго России заявляет, что у них нет указаний своего правительства вести c белорусами переговоры на эту тему», — сказал источник.

Между тем первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заверял белорусов, что баланс поставок нефти в третьем квартале из России должен быть подписан до 15 июня: по его словам, поставки нефти в третьем и четвертом кварталах 2013 года будут идти исходя из годовой потребности Белоруссии в 23 млн тонн. Семашко подчеркивал, что рассчитывать на это Белоруссии позволяет полное выполнение взятых на себя обязательств по поставкам в Россию нефтепродуктов и допуску российских компаний к свободной работе на белорусских НПЗ. В частности, по данным Семашко, за январь — апрель 2013 года Белоруссия поставила в Россию 561 тыс. тонн высококачественного топлива, что позволило удержать розничные цены на топливо в России в апреле — мае на уровне февраля — марта этого же года. Кроме того, в апреле — мае 2013 года российские компании перерабатывали на белорусских НПЗ до 40% нефти, тогда как в 2012 году эта доля составляла 28%.

Во вторник ответ белорусской стороны на претензии Александра Новака последовал незамедлительно.

«Белорусская сторона в январе — июне 2013 года полностью выполняла взятые на себя обязательства по поставкам автомобильного топлива в Россию и готова увеличить объемы его экспорта при наличии спроса, — заявили агентству «Интерфакс-Запад» в концерне «Белнефтехим». — Мы готовы выполнять все свои обязательства по поставкам топлива в Россию».

Также представитель концерна отметил, что в январе — июне этого года Белоруссия поставила в РФ около 770 тыс. тонн автобензинов и дизтоплива, что полностью соответствовало контрактам, заключенным на российских биржевых площадках. При этом во втором квартале по сравнению с январем — мартом Белоруссия увеличила поставки топлива в Россию.

«Ежедневно белорусская сторона выставляет на торги на российских биржевых площадках достаточно большие объемы. При наличии спроса они могут быть увеличены», — подчеркнул источник в «Белнефтехиме».

Он также обратил внимание на то, что баланс по поставкам в РФ в 2013 году белорусского топлива является индикативным. Фактическое выполнение баланса зависит от того, как формируется спрос на белорусское топливо, отметил представитель концерна.

«Проблема с российской стороны, — признался в комментарии для «Газеты.Ru» источник в Минэнерго. — Сейчас наблюдается определенное лоббистское давление на Белоруссию именно с тем, чтобы снизить объемы закупаемых у Минска нефтепродуктов».

По словам источника, это вызвано несколькими причинами. Во-первых, Россия сейчас переориентируется на собственные НПЗ — отчасти именно за счет Белоруссии. «А во-вторых, европейское направление поставок сейчас становится вторичным — после того, как «Роснефть» заключила договор о дополнительных поставках в Китай, нефть нужна именно на восточном направлении. «Роснефть» намерена в течение ближайших 25 лет поставить в КНР 365 млн тонн нефти на общую сумму $270 млрд, из которых $60 млрд китайцы выплатят авансом».

«Возьму на себя смелость предположить, что трения между двумя столицами вызваны нашумевшей историей с растворителями и разбавителями, — говорит аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева. — Вспомним, что эта страна продавала топливо, полученное из российской нефти, под видом этих химических веществ, которые, как известно, не облагались повышенными пошлинами. В результате таких хитрых манипуляций, по самым скромным подсчетам, бюджет России мог недополучить порядка $2 млрд. Сейчас же в пределах ТС растворители приравняли к нефтепродуктам, и, кто знает, возможно, именно по этой причине и возникла часть недопоставок. Что касается продаж белорусского топлива в другие страны, то вот, например, Украина за первые пять месяцев с начала этого года закупила 913 тыс. тонн нефтепродуктов из Белоруссии — в частности из этой страны поступил наибольший объем, на втором месте поставки из России. То есть, возможно, теневые схемы приобрели новый оборот».

О других, ненефтяных российских интересах напоминает Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари»: «Перед новым кварталом во время утверждения баланса белорусская сторона не раз обещала пойти на слияние МАЗа и КамАЗа, но после утверждения баланса все работы по подготовке к объединению сразу останавливают. Найти решение в такой ситуации не просто, так как портить отношения с Белоруссией нам нельзя. Было бы логично временно снизить поставки нефтепродуктов до текущих уровней и посмотреть, как в таком случае поведет себя другая сторона. Таким образом, будет легче определить реальную причину недопоставки».

«История с нелегальным экспортом нефтепродуктов, полученных из российской нефти, не закончена, — уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — У Белоруссии просто нет достаточных объемов для поставки в Россию, так как она поставляет их в Европу». Между тем, отмечает Симонов, уже наступил третий квартал, а долгосрочного соглашения по поставкам так и не достигнуто. «Раньше у России были ежегодные разбирательства с Белоруссией по поводу нефти и нефтепродуктов, теперь они будут ежеквартальными», — предупреждает глава ФНЭБ.

Авторы:  

Источник: Газета.RU, 09.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики