Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чей газ лучше?

Чей газ лучше?

Завершившийся 2 июля в Москве саммит Форума стран – экспортёров газа (ФСЭГ) привлёк на удивление мало внимания прессы. Возможно, потому, что прорывных решений на встрече президентов принято не было и ФСЭГ, несмотря на некоторые ожидания, так и не стала газовой ОПЕК, продемонстрировав принципиальные разногласия между некоторыми участниками.

Выразителями противоположных подходов стали РФ и Катар. Российская сторона выступает за долгосрочные контракты, считая, что, несмотря на возможные расхождения с рыночными ценами на конкретный момент, они гарантируют стабильность и спокойствие как продавцам, так и покупателям. В Катаре считают более предпочтительным краткосрочные, спотовые контракты. Это государство – новый игрок на мировом газовом рынке, оно имеет заводы по сжижению природного газа и собственный танкерный флот, с помощью которого может доставлять сырьё куда угодно. С первых дней создания ФСЭГ – в 2009 году – Катар вступил в борьбу с Россией за европейские рынки, и конкуренция с годами становится всё жёстче.

По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ФСЭГ не хватает идеологии. Страны ОПЕК, считает эксперт, изначально объединяли не экономические, а политические интересы, а именно: наказать Запад за поддержку Израиля. Можно предположить, что причина разногласий в ФСЭГ лежит в политической плоскости: есть точка зрения о том, что Катар, безусловно, действующий в русле американской политики, не пойдёт на кооперацию с Россией, Ираном и Венесуэлой.И неважно при этом, насколько сотрудничество в рамках ФСЭГ может быть выгодно ему экономически.

Возможно, впрочем, что мотивы нового катарского руководства лежат далеко в стороне от политики и экономики. После того как месяц назад эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани отрёкся от власти в пользу сына, в арабском мире (да и не только в нём) только и говорят, что молодой эмир Тамим бин Хамад Аль Тани находится под каблуком своей матери – Мозы бинт Насер Аль Миснед,которая теперь является фактической правительницей Катара.

Так что, если абстрагироваться от позиции эмира и его матери, ФСЭГ по-прежнему имеет шансы стать газовой ОПЕК.Причём без политики, но на основе общих экономических интересов. Дело в том, что позицию России по долгосрочным контрактам поддержали практически все участники ФСЭГ, кроме Катара. И если выработать более гибкий подход к проблемам рынка, то реально создать объединённую организацию, считает эксперт компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров.

Кстати, о создании подобной структуры говорил в Москве исполняющий обязанности президента Венесуэлы Николас Мадуро. Особый вес его словам придаёт факт его хороших отношений с главой российской компании «Роснефть» Игорем Сечиным, который был также личным другом Уго Чавеса.

Ну и наконец, многое будет зависеть от позиции новых игроков, появившихся за последние годы на газовом рынке. Например, Экваториальной Гвинеи, которая быстро наращивает добычу и производство сжиженного газа. Именно с президентом этой африканской страны Теодоро Обиангом во время посещения ипподрома о чём-то долго говорил Владимир Путин.

Автор: Егор Кагарлинский

Источник: Аргументы недели, 10.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики