Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бесценная тайна

Бесценная тайна

Правительство рассекретило сведения о запасах углеводородов в стране, но извлечь их из недр будет непросто

Правительство России вчера окончательно определилось, что разведкой и разработкой нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа будут заниматься всего две госкомпании – «Газпром» и «Роснефть». Таким образом, вопрос о допуске иностранцев к освоению заполярных ресурсов на основе предоставления лицензии, считается закрытым. Тем не менее российские власти не теряют надежды привлечь зарубежных инвесторов к «проекту века». Ранее председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, снимающее гриф секретности с балансовых запасов нефти в стране. Как ожидается, раскрытие этой тайны поможет привлечь необходимые иностранные капиталы в российский ТЭК, нуждающийся в серьезных инвестициях, для того чтобы Россия не потеряла своих позиций на мировом рынке углеводородов. Эксперты, однако, отмечают, что без изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли и либерализации доступа иностранцев к природным ресурсам страны подобная мера будет мало что значить, и особого ажиотажа среди инвесторов не вызовет.

Основной причиной принятия решения эксперты называют отсталость российского топливно-энергетического комплекса от иностранных конкурентов. Устранить эту разницу не способны даже стабильно высокие цены на нефть на мировом рынке и растущие объемы добычи. При таком раскладе мы уже очень скоро не в силах будем догнать иностранных энергетиков, в том числе американских, переживающих сейчас «сланцевую революцию». А поскольку добыча и экспорт этих ресурсов – бюджетообразующая отрасль, то такое положение дел катастрофически скажется на экономике в целом. Как ожидается, рассекречивание данных о наших природных сокровищах может стать стимулом для развития российского ТЭКа и повысить его эффективность.

К 2020 году добыча нефти в России упадет на 19%, если только не начать экстренно разработку месторождений в Восточной Сибири и на Арктическом шельфе. С таким прогнозом выступил не так давно гендиректор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Алексей Варламов. Проблема заключается в том, что ныне освоенные месторождения «черного золота» исчерпают свой ресурс и станут экономически невыгодными уже в ближайшие годы, а разработка новых требует значительных вложений, проведения разведки, строительства инфраструктуры, в том числе дорог.

В России по-прежнему 60% добычи приходится всего лишь на один-единственный Ханты-Мансийский округ. Этот регион, начавший качать «черное золото» еще в советское время, дал уже гигантское количество сырья, но не может десятилетиями вытягивать на себе нефтедобычу. Впрочем, добыча там уже начинает падать. Между тем доля нефтегазовой отрасли в экономике России в последнее десятилетие превысила одну треть ВВП (34% от ВВП). И зависимость эта продолжает расти. Если федеральный бюджет 2008 года на 50% состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель в прошлом году вырос уже до 54,5%.

По оценке Международного энергетического агентства, для России единственный путь избежать резкого падения добычи нефти – обеспечение около 700 млрд. долларов инвестиций в отрасль и создание благоприятного режима в налоговой сфере. Об актуальности проблемы свидетельствует то, что добыча нефти работает на пределе – мы перевыполняем все планы. Тем не менее экспорт российской нефти в 2012 году сократился на 1% по сравнению с 2011 годом – до 239,644 млн. тонн.

К этому добавилась «сланцевая революция» в США, грозящая вытолкнуть Россию на обочину мировых экспортеров углеводородного сырья. «В настоящее время, когда в российском топливно-энергетическом комплексе работают зарубежные инвесторы, а отечественные компании-недропользователи проходят международный аудит по запасам, засекречивание информации о запасах углеводородного сырья в недрах страны оказывает отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность национального топливно-энергетического комплекса на международной арене. Сдерживает развитие геологического изучения и освоения ресурсного потенциала углеводородов», – говорится в пояснительной записке Минприроды к постановлению о снятии грифа секретности. Как явствует из документа, на начало 2012 года запасы нефти в РФ составляли свыше 28 млрд. тонн, запасы газа – 68,4 трлн. кубов. Запасов «черного золота» и газа, по оценкам Минприроды, стране хватит еще на 30 лет. Конечно, одно дело – предать огласке имеющиеся в стране ресурсы, другое дело – их еще надо как-то извлечь. И как раз с этим есть большие проблемы.

«Вопрос заключается в том, что, сняв гриф секретности, мы пока еще не приблизились к международным стандартам исчисления запасов сырья. Во всем мире принято, что к имеющимся ресурсам относятся лишь те, извлечение которых рентабельно. У нас же включают все подряд. То есть нужно добавлять еще, например, стоимость доразведки, что требует больших вложений. Для инвесторов важно понять, насколько привлекательна добыча в определенном регионе. А по российской классификации, это невозможно сделать», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Кроме того, по оценке эксперта, с точки зрения инвесторов, основные трудности связаны не только с публикацией объективных данных, но и с проблемами налогообложения в России. «У нас нет единой политики обложения налогами компаний, все осуществляется в ручном режиме. Особо приближенные компании получают преференции по налогам, такие, например, как «Роснефть». В то время как другие их не имеют. Для иностранцев важна ясность в этом вопросе. Кроме того, они хотят точно знать, какую прибыль и на каких условиях они будут получать при разработке, например, арктических месторождений. А с этим как раз ясности пока и нет», – отмечает эксперт.

Напомним, согласно действующему закону «О недрах» разрабатывать российский шельф могут только компании с государственным участием свыше 50% и опытом работы на российском шельфе более пяти лет. Таким образом, правом разрабатывать российский шельф обладают «Газпром» и «Роснефть». Однако, как выяснилось, достаточных финансов и технической базы для освоения арктического шельфа у госкорпораций нет. В этой связи Минприроды и ФАС предложили в прошлом году разрушить монополию «Газпрома» и «Роснефти» и начать выдавать частным компаниям (в том числе иностранным) лицензии на разведку и оценку месторождений на российском шельфе.

Объем инвестиций, нужных для освоения арктического шельфа России, составляет до 500 млрд. долларов до 2050 года. «Это огромные средства, и какая часть из них будет иностранная, а какая часть будет наших средств, я сейчас сказать не могу», – заявил недавно министр энергетики Александр Новак. Либерализация доступа к месторождениям планировалась именно с целью привлечения дополнительных недостающих ресурсов. Но этого не произошло.

«Рассекречивание данных ожидаемого ажиотажа не вызвало. Что неудивительно. Ведь для инвесторов важны не только цифры запасов, но и экономическая целесообразность добычи. Нефть может и быть в наличии, но добывать ее вполне может оказаться нерентабельным. Здесь важен вопрос налогообложения, а отрасль перегружена налогами. Кроме того, нет системного подхода и прозрачности в этом вопросе. А для иностранцев это один из главных моментов при принятии решения о вкладывании инвестиций. Россия нуждается в разработке новых месторождений, но пока говорить о том, что мы заинтересовали иностранные компании, – не приходится», – сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Между тем, как заявил еще в прошлом году президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, добыча нефти в России может резко упасть уже с 2016 года. А вместе с ней упадут и доходы казны, которая сейчас в основном зависит от благополучия «нефтянки». По его словам, стагнация произойдет, если российские власти не проведут реформу налогообложения отрасли. Г-н Алекперов считает, что действующие налоговые схемы не стимулируют освоение новых месторождений. Так, в России, в отличие от многих стран, налоговой базой служат объемы добычи нефти, а не размер прибыли. Таким образом, если компания вкладывает полученные от продажи углеводородов доходы в разработку новых месторождений, это не уменьшает налоги, которые она выплачивает.

Вместе с тем эксперты в целом положительно расценивают снятие грифа секретности с «главной тайны» страны. «Решение это – абсолютно правильное и нужное. Обсуждение вопроса шло давно – еще в начале года на комиссии по ТЭК при президенте РФ и с его участием решение получило одобрение главы государства. Несмотря на это, решение в большей степени психологическое. Для конкретных компаний с точки зрения их перспектив работы в России это, наверное, не будет иметь ключевого значения: каждая компания проводит анализ не с точки зрения геологических запасов в России в целом, а изучая конкретное месторождение. Кроме того, у нас способ оценки запасов остается традиционно советским и отличается от международного. И даже если Роснедра рассекретят информацию, это не значит, что это будет принято на ура международными оценщиками», – сказал «НИ» доцент РАНХиГС, координатор направления Ресурсной энергетической экономики Петр Казначеев.

Автор: Сергей Путилов

Источник: Новые Известия, 24.07.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики