Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2013 г.

Топ-лист событий за июль 2013 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2013 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Обострение борьбы за компанию «Роснефтегаз»

    Мы наблюдаем очередной виток конфликта между различными группировками в российской элите. И «Роснефтегаз» - это одна из линий этого конфликта на тему контроля за приватизацией. Подходы известны. И. Сечин считает, что дивиденды от Газпрома и «Роснефти» должны попадать в «Роснефтегаз» и на эти деньги должны покупаться активы. «Роснефтегаз» превратился бы в «шкатулку» с собственностью, а потом эта собственность проследовала в правильном направлении. Подход оппонентов И. Сечина из правительства заключается в том, что не надо наполнять «Роснефтегаз» деньгами, потому что они понимают, кем контролируется «Роснефтегаз» и что, отдавая туда деньги, они помогают И. Сечину. Соответственно, войны продолжаются, разлом в элитах сохраняется, ситуация остается непростой.

  2. «Роснефть» против «Транснефти»

    Еще одна линия напряжения между элитами – это «разборки» между государственными компаниями. Наверное, это один из ярких примеров суперконфликтности нынешней политической системы. Давно госкомпании публично не выясняли отношения с переходом первых лиц на личности. Одна из проблемных линий заключается в том, что «Транснефть» заставляют строить нефтепроводы, которыми будет пользоваться «Роснефть», которая не собирается их финансировать. Правительство обещало взять на себя это бремя, но пока не спешит. «Транснефть» во многом сама загнала себя в угол, ведь мы еще много лет назад говорили, что отсутствие необходимого количества добываемой нефти на востоке будет приводить к перенаправлению нефти из Западной Сибири на восток. Было очевидно, что так и будет. Вот сейчас как раз и возникает необходимость достраивать инфраструктуру из Западной Сибири. «Транснефть» тогда говорила, что это глупости, а теперь выясняется, что на нее возлагаются дополнительные обязательства, на исполнение которых денег у компании нет. Эти трубы будут обслуживать только одну компанию, которая сама раскошеливаться не собирается. Чем закончится этот конфликт, сказать трудно. Казалось бы, И. Сечин – фигура супермогущественная, но Н. Токарев тоже человек из ближайшего круга В. Путина, и его позиции сильны.

  3. Замена руководителя Федерального агентства по недропользованию

    Это тот случай, который показывает: всесильных людей в российской системе нет, и даже такие люди, как И. Сечин, терпят поражение. Мы видим, как его креатура А. Попов был изгнан из Роснедр. Причем, все было сделано в классической бюрократической манере: ликвидировали должность, сделав главу Роснедр еще и заместителем министра природных ресурсов. Вроде бы то же самое, но должность-то новая. Соответственно, с ликвидацией должности уволили и А. Попова. Освободившееся место занял В. Пак, креатура В. Вексельберга, согласованная с А. Дворковичем. В современной российской системе одно из главных правил заключается в том, что неприкосновенных лиц по большому счету нет и каждый может терпеть поражение. Даже если ты член команды высокопоставленного человека, это не означает, что ты полностью прикрыт. Кстати, это не первое поражение И. Сечина за последний год.

  4. Снятие запрета на данные по запасам

    Здесь главная интрига заключается в том, будет ли в дальнейшем происходить переход на западную систему учета запасов. Понятно совершенно, что секретность этих запасов была рудиментом, потому что у нас большое количество иностранных компаний, которые пускаются в святая святых, например, шельфовые проекты. Естественно, они знают данные о запасах, тем более что геологоразведка будет делаться за их счет. Так от кого вы собирались скрывать эту историю? Если уж мы решили быть открытыми, то, вроде, надо отказаться от российской классификации и перейти на западную. Вот тут-то и может произойти казус, когда озвученные министром Донским цифры нефтяных запасов, которые оказываются существенно выше, чем данные ВР и Oil&Gas Journal, могут оказаться под сомнением, если мы перейдем на экономическую систему учета.

  5. Рекордный показатель суточной добычи нефти в РФ за всю историю независимого государства

    Это рекорд с долей грусти, потому что в целом по году уже сейчас видно, что ситуация будет не очень оптимистичной: рост опять составит незначительную величину в пределах статистической погрешности. Рекорд России, конечно, впечатляющ, но СССР добывал больше. Причем, скажем, в 1987-1988 гг. существенно больше добывала именно РСФСР. Определенное восстановление позиций есть, но вопрос: что дальше? Даже правительство говорит, что самая главная задача – удержать эту добычу. Т.е. в ситуации, когда нефть стоит стабильно 100 долларов за баррель, мы боремся за удержание этой добычи и не можем ее нарастить. И вот это и есть самые главные сейчас драма и проблема.

  6. Подписание В. Путиным закона о дифференциации налога НДПИ по трудноизвлекаемой нефти

    Главная проблема заключается в том, что для увеличения добычи надо поменять налоговую систему. Но если вы меняете налоговую систему, вы сокращаете доходы бюджета. Новая нефть будет обходиться дороже по себестоимости, а значит, в бюджет она будет приносить меньше денег. Нефтяники – коммерсанты, если вы не обеспечите им рентабельность, скажем, на уровне 15 %, они не будут заниматься той же нетрадиционной нефтью. А в этом законе очень много подводных камней: к примеру, не вполне ясна система учета. Правительство обещало не вводить систему дифференцированного учета на скважине, но до конца не понятно, что будет в итоге. Поэтому, вроде бы, мы получаем позитивные сигналы из правительства, но сами проблемы остаются.

  7. Совещание в Южно-Сахалинске и решение строить новый завод «Роснефти»

    Тут мы видим, как конкуренция является не стимулирующим, а, на самом деле, съедающем инвестиции процессом. «Роснефть» решила строить отдельный завод СПГ, хотя очевидно совершенно, что наиболее приемлемым с экономической точки зрения решением было бы расширение СПГ-завода в Корсакове: это не замерзающая бухта, оптимально для круглосуточной отгрузки СПГ. Нет, принято решение строить другой СПГ-завод. Мы понимаем, что Газпром делал многое, чтобы газ с Сахалин-1 не попал на экспорт, но также это решение свидетельствует о том, что мы имеем дело не с конкуренцией между госкомпаниями, а с номенклатурными войнами. И пока продавлено именно решение о собственном заводе «Роснефти» в другой бухте, т.е. дело заведомо более дорогое.

  8. Новый раунд переговоров России и Украины и визит В. Путина в Киев

    По газовому вопросу решения нет. Между тем, ситуация критическая: в хранилища на Украине закачано рекордно низкое количество газа. Новый конфликт в начале следующего года запрограммирован. Как он будет решаться – непонятно. Драматизм отношений сохраняется, а никаких решений нет. Россия пока демонстрирует бескомпромиссность, но у Украины тоже есть в загашнике козырь: пока не построен «Южный поток», избежать Украины как транзитера не получится.

  9. Рост тарифов на газ и цен на бензин

    С 1 июля произошло запланированное повышение на 15 % тарифов за газ и абсолютно незапланированное повышение цен на бензин. Когда выросли цены на газ, все написали: «Ну, вот вы видите, к чему ведет неконкурентная ситуация в газовой промышленности». И никто не написал: «А вот вы видите, к чему ведет конкурентная ситуация на рынке нефтепродуктов». Все уверены, что газовый рынок неконкурентоспособен, а нефтяной рынок абсолютно конкурентен. И вот мы видим, что и на конкурентном рынке цены тоже растут и растут довольно прилично. Особой разницы между нефтяной и газовой индустриями мы не видим: цены растут и там, и там. Наверное, настоящей конкуренции нет ни в том, ни в другом сегменте.

  10. Очередной переворот в Египте и устранение президента Мурси от власти

    Эта новость важна для России. Несмотря на то, что многие рисуют Россию как нестабильное авторитарное государство, по сравнению с другими производителями у нас ситуация далеко не такая пессимистичная. В Египте мы наблюдаем переворот за переворотом. По-прежнему весь Ближний Восток, Северная Африка находятся в огне. Это пороховая бочка, которая рванет в любой момент. И вот эта нестабильность, конечно, для нас выглядит как позитивная вещь, ведь надежды европейцев на наших конкурентов из арабского мира тают в огне политических пожарищ Египта, Сирии, Мали и других государств этих регионов.

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики