Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сокращение поставок нефти в Беларусь: причина в технике или политике?

Сокращение поставок нефти в Беларусь: причина в технике или политике?

«Транснефть» в сентябре сократит поставки нефти в Белоруссию на 400 тысяч тонн. В компании говорят, что это исключительно технический вопрос. Трубопровод «Дружба» нуждается в ремонте. При этом «Транснефть» пока не может сказать, успеют ли специалисты выполнить все работы за сентябрь. С подробностями — корреспондент радио «Вести ФМ» Борис Бейлин.

Годовой объем поставок российской нефти в Белоруссию составляет около 20 миллионов тонн. Известно, что Минск рассчитывает получить за 12 месяцев 21 миллион, а в Москве согласны пока только на 18 миллионов. Таким образом, сентябрьское сокращение поставок на 400 тысяч тонн фактически означает 25-процентное снижение, если брать в расчет только этот месяц. Российское сырье поступает на Мозырский НПЗ и Новополоцкий завод «Нафтан». Оба предприятия недополучат в следующем месяце по 200 тысяч тонн нефти из России.

В «Транснефти» подчеркивают, что причина сокращения поставок исключительно техническая — нужно ремонтировать трубопровод «Дружба». Как заявил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, трубы старые, сделаны на Украине по старым же технологиям. Если не ремонтировать, возможны «серьезные техногенные проблемы». Причем Барков сказал, что он не знает, успеет ли компания полностью произвести ремонт проблемного участка в течение сентября. Это будет зависеть от технологических возможностей и состояния трубы. Представитель «Транснефти» также сообщил, что компания ранее предупреждала Белоруссию о возможной частичной реконструкции трубопровода.

Как бы то ни было, Минск оказался в непростой ситуации. Заменить российскую нефть ему практически нечем. Возить сырье из Венесуэлы или с Ближнего Востока для Белоруссии слишком дорого, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Это очень большой объем, и, безусловно, для Белоруссии это будет крайне неприятно. Это просто серьезный удар. Сейчас Беларусь полностью ориентирована на российскую нефть. Если российской нефти будет недостаточно, то они могут опять попытаться поставить нефть из каких-то других источников. Но в любом случае это принесет им убытки».

Эксперты отмечают, что около трети своих доходов Белоруссия получает от торговли топливом, сделанным из российского сырья. Поэтому сокращение поставок — вопрос не технологический, а политический, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Я убежден, что сокращение поставок нефти в Белоруссию является реакцией на ситуацию с генеральным директором компании „Уралкалий“ Баумгертнером. Я думаю, что российские компании и чиновники зря стесняются называть вещи своими именами, потому что то, что совершило белорусское руководство, — это беспрецедентно и вызывающе по отношению к Российской Федерации».

Генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер был задержан в Минске 26 августа. Он приехал в Белоруссию по приглашению премьер-министра этой страны. После переговоров в правительстве топ-менеджера «Уралкалия» обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. В СМИ предположили, что президент Лукашенко взял его в заложники. В Белоруссии считают, что «Уралкалий» занимается демпингом (компания якобы намеренно снижает цены на удобрения, чтобы досадить своему бывшему партнеру, а ныне фактически конкуренту «Беларуськалию»). Добавлю, что в Москве арест Баумгертнера сочли недружественным жестом. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, «это не лезет ни в какие рамки».

Автор: Вести ФМ, 28.08.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики