Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ход бензином

Ход бензином

Белоруссия ограничила поставки нефтепродуктов в Россию

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перестали поставлять бензин в Россию. Об этом сообщила в минувшие выходные пресс-служба Минэнерго России. По прогнозам ведомства, перебои с поставками не повлияют на обеспечение топливом автозаправок российских регионов и не приведут к повторению «бензинового кризиса» двухлетней давности. Тем не менее ценники на автомобильное топливо неумолимо растут.

Торги белорусским бензином Аи-92 прекратились на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже еще 26 августа – в день, когда был задержан в аэропорту Минска генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. В последующую неделю, как свидетельствуют данные Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по России повысились на 0,3%.

Белорусская сторона объясняет отсутствие поставок тем, что на то имеются «объективные причины», в частности, запланированный на 15 сентября – 15 октября ремонт на Мозырском НПЗ. Однако «ремонт» едва ли является случайным совпадением, особенно учитывая введенное накануне Кремлем ограничение поставок российской нефти Минску и дискриминационные меры против белорусской свинины.

«Ответный удар» Минска пока нельзя назвать болезненным. Тем не менее едва ли стоит недооценивать возможности Александра Лукашенко повлиять на тарифы, устанавливаемые на российских бензоколонках. Дело в том, что сразу после введения Минском «бензиновой блокады» ценники на топливо подняли и российские заводы. На руку Белоруссии сыграло и резкое повышение цен на нефть на мировом рынке, возникшее из-за разрастающегося конфликта вокруг Сирии.

Отметим, что потребность в дополнительных объемах белорусского топлива возникла, среди прочего, в связи с тем, что с января в РФ запрещено топливо по стандарту Евро-2. Белорусские нефтепродукты должны были, в частности, заместить ушедшие объемы и стать гарантией от повторения бензинового кризиса весны 2011 года. Однако надеяться на это до разрешения ситуации вокруг ареста главы «Уралкалия» едва ли приходится.

«Резкого повышения цен на бензин в результате действий Белоруссии ожидать не приходится, однако следует готовиться к тому, что это все равно подтолкнет их рост, – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Вопреки заявлениям властей о стабилизации на топливном рынке, цены продолжают идти вверх, и изменения ситуации к лучшему пока не предвидится». Впрочем, по мнению экспертов, «бензиновая война» едва ли затянется надолго. «Белоруссии больше, чем России, выгодно продолжение сотрудничества, в том числе в рамках Таможенного союза. Введение таможенных пошлин поставит крест на белорусской промышленности, – полагает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Что касается ограничения поставок бензина, то, учитывая незначительность белорусских объемов, России удастся быстро найти ответ и компенсировать возникший дефицит».

По оценке Минэнерго, в августе 2013 года в Россию было поставлено 28,6 тыс. тонн бензина с белорусских НПЗ, что составляет примерно 1% от ежемесячного объема потребления.

Однако эта незначительная на первый взгляд проблема может усугубиться в связи с тем, что цены на бензин неизбежно подрастут с учетом недостатка предложения от российских НПЗ, которое произойдет в ожидании плановых ремонтов заводов в сентябре и октябре. Ремонтные работы запланированы на Омском, Ярославском, Сызранском, Ангарском, Рязанском, Орском, Пермском, Киришском и Московском НПЗ. Российские операторы, безусловно, не упустят возможности накрутить цены, прикрываясь белорусской проблемой.

К 2 сентября средняя потребительская цена бензина в целом по стране составила 30,25 рубля (повысилась на 8 копеек в сравнении с данными на 26 августа, когда в Минске был задержан Баумгартнер). Стоимость бензина марки А-76 (Аи-80) за это время подросла на копейку и достигла 27,20 рубля. Бензин марки Аи-92 (Аи-93 и т.п.) подорожал на 9 копеек до 29,27 рубля. Цена бензина марки Аи-95 повысилась на 8 копеек до 32,23 рубля. По информации Росстата, в 43% субъектов РФ отмечено удорожание бензина, в том числе в Салехарде сразу на 2,5%.

Автор: Сергей Путилов

Источник: Новые Известия, 09.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики