Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Энергонезависимость» по двойной цене

«Энергонезависимость» по двойной цене

В начале сентября информационное агентство Reuters выпустило любопытную заметку о том, во сколько Польше обойдется сжиженный газ из Катара, когда она все-таки введет свой собственный терминал. По данным агентства, единственный контракт на импорт СПГ, подписанный PGNiG с Qatargas на 1 млн т (1,3 млрд кубометров) в год, обойдется покупателю в $738 за тыс кубометров ($20,5 за млн БТЕ). Такой цены на СПГ нет даже в Азии, это дороже нефти и вдвое дороже цены «Газпрома». Не говоря уже о том, что PGNiG забронировала 50% мощностей строящегося на государственные деньги регазификационного терминала стоимостью около 500 млн евро. Кто оплатит это дорогое удовольствие, вопрос риторический. Под крики о дорогом российском газе, польским потребителям опять поднимут цены.

 

История борьбы Польши за так называемую «энергонезависимость» от России движется по классической траектории – «от трагедии к фарсу». За спектакль, естественно, платят зрители. И чем дальше, тем больше.

 

В 2003 году, перед тем как санкционировать запуск газопровода «Ямал-Европа», который позволял доставлять российский газ в Германию и другие страны Западной Европы в обход Украины, польские власти потребовали уменьшить контрактные объемы газа, предназначенные самой Польше. В итоге взаимные обязательства были сокращены на 30%, примерно на 2,5-3 млрд кубометров в год путем внесения соответствующих изменений в межправительственное соглашение и долгосрочный контракт. Это было сделано, чтобы открыть дорогу в Польшу норвежскому газу. PGNiG даже подписала предварительный контракт со Statoil. Дело оставалось за малым – договориться о цене и инвестициях в строительство газопровода.

 

Про экономику никто не думал. Точнее, не говорил. Хотя понятно, что в мире еще не придумали рентабельных морских газопроводов протяженностью несколько сотен километров, рассчитанных на 3-5 млрд кубометров газа в год. А больше Польша, по выражению Рема Вяхирева, «переварить» не смогла бы физически. В итоге норвежцы решили строить газопровод не в Польшу, а в Великобританию. Вот и вся энергонезависимость.

 

Гениальность же польской затеи пересмотреть контрактные объемы в пользу негарантированных поставок из Норвегии состояла в том, что «резали» даже не будущие объемы, а действующие. Одним росчерком пера в польском газовом балансе страны проделали 20-процентную дыру. Но, как известно, «кому война, а кому- мать родна». На этой вроде бы явной глупости хорошо заработали. Незадолго до пересмотра российско-польского газового соглашения в схему поставок туркменского газа на Украину, которые и до того не отличались прозрачностью, была встроена скандально-криминальная Eural Trans Gas. Помимо прочего ETG получила право реэкспорта части газа с территории Украины. И первым клиентом серого трейдера стал PGNiG, который стал докупать объемы, секвестированные из соглашения с «Газпромом». В довершении картины следует добавить, что, по неофициальным данным, газ от посредника был дороже газпромовского. Зато можно было рапортовать, что Варшава получает 30% импорта не из России, а из Туркмении. Со временем Eural Trans Gas в этой схеме сменила более пристойно оформленная RosUkrEnergo, хотя суть осталась той же, как и цена.

 

Но в 2009 году украинский премьер Юлия Тимошенко добилась устранения RUE из схемы поставок газа на Украину.  И польский баланс газа вновь дал трещину. Зиму Польша кое-как пережила за счет хранилищ и краткосрочного контракта с «Газпромом» на дополнительные объемы.

 

Потом был долгий торг, который завершился осенью 2010 года внесением изменений в межправсоглашение. Объемы вновь увеличились до 10,7 млрд кубометров. Россия получила продление контракта на транзит до 2043 года. 

 

Долгосрочный контракт, как известно, обычно дает покупателю гибкость. Как правило, около 80% покупатель должен оплатить в любом случае, но от 20% может свободно отказаться. Чтобы стимулировать максимальный отбор, в контракте предусмотрены скидки на объемы сверх уровня «бери или плати».

 

И вот в 2015 году Польша запускает СПГ-терминал. На него приходит газовоз из Катара, условно говоря, по $750 за тыс кубометров. И чтобы пристроить этот газ, PGNiG должен отказаться от соответствующих объемов российского газа, которые примерно вдвое дешевле. Подписать контракт с премией к цене нефти – странная позиция для европейского государства. Причем контракт, пересмотреть который невозможно, как минимум, до 2018 года, а то и дольше. Ведь мы не знаем, на какие еще жертвы пошли польские «покупатели», чтобы получить СПГ из Катара. Видимо, как и в истории с Eural Trans Gas, кто-то на этом хорошо заработал. Вот только с точки зрения энергобезопасности Польши – решения просто удивительные.  

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Pro-gas.ru, 30.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики