Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Энергонезависимость» по двойной цене

«Энергонезависимость» по двойной цене

В начале сентября информационное агентство Reuters выпустило любопытную заметку о том, во сколько Польше обойдется сжиженный газ из Катара, когда она все-таки введет свой собственный терминал. По данным агентства, единственный контракт на импорт СПГ, подписанный PGNiG с Qatargas на 1 млн т (1,3 млрд кубометров) в год, обойдется покупателю в $738 за тыс кубометров ($20,5 за млн БТЕ). Такой цены на СПГ нет даже в Азии, это дороже нефти и вдвое дороже цены «Газпрома». Не говоря уже о том, что PGNiG забронировала 50% мощностей строящегося на государственные деньги регазификационного терминала стоимостью около 500 млн евро. Кто оплатит это дорогое удовольствие, вопрос риторический. Под крики о дорогом российском газе, польским потребителям опять поднимут цены.

 

История борьбы Польши за так называемую «энергонезависимость» от России движется по классической траектории – «от трагедии к фарсу». За спектакль, естественно, платят зрители. И чем дальше, тем больше.

 

В 2003 году, перед тем как санкционировать запуск газопровода «Ямал-Европа», который позволял доставлять российский газ в Германию и другие страны Западной Европы в обход Украины, польские власти потребовали уменьшить контрактные объемы газа, предназначенные самой Польше. В итоге взаимные обязательства были сокращены на 30%, примерно на 2,5-3 млрд кубометров в год путем внесения соответствующих изменений в межправительственное соглашение и долгосрочный контракт. Это было сделано, чтобы открыть дорогу в Польшу норвежскому газу. PGNiG даже подписала предварительный контракт со Statoil. Дело оставалось за малым – договориться о цене и инвестициях в строительство газопровода.

 

Про экономику никто не думал. Точнее, не говорил. Хотя понятно, что в мире еще не придумали рентабельных морских газопроводов протяженностью несколько сотен километров, рассчитанных на 3-5 млрд кубометров газа в год. А больше Польша, по выражению Рема Вяхирева, «переварить» не смогла бы физически. В итоге норвежцы решили строить газопровод не в Польшу, а в Великобританию. Вот и вся энергонезависимость.

 

Гениальность же польской затеи пересмотреть контрактные объемы в пользу негарантированных поставок из Норвегии состояла в том, что «резали» даже не будущие объемы, а действующие. Одним росчерком пера в польском газовом балансе страны проделали 20-процентную дыру. Но, как известно, «кому война, а кому- мать родна». На этой вроде бы явной глупости хорошо заработали. Незадолго до пересмотра российско-польского газового соглашения в схему поставок туркменского газа на Украину, которые и до того не отличались прозрачностью, была встроена скандально-криминальная Eural Trans Gas. Помимо прочего ETG получила право реэкспорта части газа с территории Украины. И первым клиентом серого трейдера стал PGNiG, который стал докупать объемы, секвестированные из соглашения с «Газпромом». В довершении картины следует добавить, что, по неофициальным данным, газ от посредника был дороже газпромовского. Зато можно было рапортовать, что Варшава получает 30% импорта не из России, а из Туркмении. Со временем Eural Trans Gas в этой схеме сменила более пристойно оформленная RosUkrEnergo, хотя суть осталась той же, как и цена.

 

Но в 2009 году украинский премьер Юлия Тимошенко добилась устранения RUE из схемы поставок газа на Украину.  И польский баланс газа вновь дал трещину. Зиму Польша кое-как пережила за счет хранилищ и краткосрочного контракта с «Газпромом» на дополнительные объемы.

 

Потом был долгий торг, который завершился осенью 2010 года внесением изменений в межправсоглашение. Объемы вновь увеличились до 10,7 млрд кубометров. Россия получила продление контракта на транзит до 2043 года. 

 

Долгосрочный контракт, как известно, обычно дает покупателю гибкость. Как правило, около 80% покупатель должен оплатить в любом случае, но от 20% может свободно отказаться. Чтобы стимулировать максимальный отбор, в контракте предусмотрены скидки на объемы сверх уровня «бери или плати».

 

И вот в 2015 году Польша запускает СПГ-терминал. На него приходит газовоз из Катара, условно говоря, по $750 за тыс кубометров. И чтобы пристроить этот газ, PGNiG должен отказаться от соответствующих объемов российского газа, которые примерно вдвое дешевле. Подписать контракт с премией к цене нефти – странная позиция для европейского государства. Причем контракт, пересмотреть который невозможно, как минимум, до 2018 года, а то и дольше. Ведь мы не знаем, на какие еще жертвы пошли польские «покупатели», чтобы получить СПГ из Катара. Видимо, как и в истории с Eural Trans Gas, кто-то на этом хорошо заработал. Вот только с точки зрения энергобезопасности Польши – решения просто удивительные.  

Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ по газовым проектам

Опубликовано: Pro-gas.ru, 30.09.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики