Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Баку ломает энергетическую политику Европы

Баку ломает энергетическую политику Европы

Не похоже, чтобы Европейский Союз оценил все риски, связанные с привязкой к азербайджанскому газу 

Не так давно в Азербайджане прошли президентские выборы. Удивительно, что это событие западные СМИ практически оставили без внимания: никаких громких протестов, никаких скандалов. Ильхам Алиев получил вполне себе советский результат. Однако никаких вопросов с точки зрения демократичности процедур и стандартов у Запада к Алиеву не возникает. В этом абсолютная противоположность ситуации с выборами в Российской Федерации. Российские электоральные поводы стимулируют западных экспертов к крикам о попранной демократии.

Причина такого отношения весьма проста: Азербайджан выступает сегодня как единственный более-менее надежный новый источник газа для европейских потребителей, призванный заменить Россию. Именно замена России как поставщика газа на европейский рынок все более отчетливо становится основной доминантой энергетической политики Европейского Союза. И это прекрасно поняли в Баку. Повторю: газ со второй очереди Шах-Дениза это единственный более-менее реальный дополнительный источник газа для ЕС в перспективе ближайших 7-8 лет. А ведь  хотелось бы ощутить приятные последствия энергетической политики сейчас, а не через 100 лет.

И в этом плане Азербайджану за этот газ прощается абсолютно все, в том числе и довольно жесткая политическая система. Прощается то, за что всегда ругали Российскую Федерацию. Самое интересное, что Баку уже начинает вить веревки из европейцев, издеваясь над их энергетической политикой. Сперва азербайджанская компания Socar, на 100 % принадлежащая государству, купила греческую газотранспортную компанию DESFA. Это полностью нарушает принципы знаменитого Третьего энергопакета, который предполагает, что добыча и транспортировка не могут входить в состав одной компании. Нужно отделить добычу от транспортировки, и, соответственно, Socar как добывающая компания не имела никакого права покупать газотранспортные активы. Наоборот, сейчас взят курс на выделение газотранспортных активов из газодобывающих компаний. Третий энергопакет предполагает некоторые исключения, но Европейский Союз никаких разъяснений насчет истории с DESFA не дал, и совершенно непонятно, на каком основании эта сделка была санкционирована и какие вообще мотивы у ЕС.

Дальше: Баку похоронило знаменитый газопровод Nabucco. На него возлагались очень большие надежды, но постепенно стало ясно, что единственным источником газа может быть Азербайджан, и Азербайджан устроил целое шоу с выбором проекта транспортировки газа в Евросоюз. В итоге сначала Nabucco кастрировали до проекта Nabucco-West, т.е. оставили только кусок от первоначального плана. А после Баку и вовсе отказалось от этого варианта и предпочло газопровод TAP – Трансадриатический газопровод, который будет дополнен газопроводов TANAP, идущим через территорию Турции. Это означает полный крах европейской энергетической стратегии на востоке, потому что главной задачей было обеспечение поставок газа в те регионы, где слишком серьезно доминирует Россия, т.е. где уровень зависимости от России приближается к 100 % (ну, или составляет 70-80 %). В результате, получилось, что газопровод TAP пойдет через Болгарию и Грецию в Италию, и 80 % газа получит именно итальянский рынок. Из 10 млрд кубов со второй очереди Шах-Дениза, которые достанутся европейцам, 8 млрд уйдут в Италию и только по 1 млрд – в Грецию и в Болгарию. А рынок Италии абсолютно не нуждается в диверсификации поставок: это самый диверсифицированный рынок в Европе. Там есть российский газ, там есть североафриканский газ, там есть терминалы СПГ, и по большому счету, там азербайджанский газ абсолютно не нужен. Нужен он европейцам на востоке, но туда придет только 2 млрд кубов, которые никакого переворота не сделают.

Далее, все контракты, подписаные с Азербайджаном, долгосрочные и с привязкой к стоимости нефтепродуктов. Это просто фантастика, потому что последние годы мы все время слышим от европейцев, что долгосрочных контрактов скоро не будет и привязки газа к нефти скоро тоже не будет, что это архаика, что это только для русских сделано и больше никаких исключений! Бах – подписывается контракт с Азербайджаном, тихо, мирно, и, тем не менее, полностью на тех же принципах, по которым европейцы работали с Россией. Теперь то же самое делается с Азербайджаном, только в отношении России все говорят, что это очень плохо, а в отношении Азербайджана все вынуждены это проглатывать.

Ну, и наконец цена. Если посмотреть цену поставок, оказывается, что цена будет еще выше, чем на российский газ. Это вообще уже анекдот. Вот тебе и диверсификация!

Думаю, Азербайджан, вошедший во вкус, безусловно, этим не ограничится. Не секрет, что за последние годы Баку немало вложил в создание лоббистских структур на территории ЕС. Теперь они начинают отстаивать интересы Азербайджана, что означает только одно: постепенно Азербайджан свяжет тему поставок энергоносителей с вопросом Карабаха. И что тут будут делать европейцы, непонятно. Ведь почему, по мнению европейцев, для них страшны русские? Потому что они используют газ как политическое оружие. Хотя ни одного примера использования газа как политического оружия в отношениях с ЕС нет. А вот Баку, действительно, покажет очень быстро, как можно использовать газ именно как инструмент политического давления, и будет требовать от ЕС решить проблему Карабаха, совершенно понятно, как. Таким образом, уже сейчас, можно сказать, Азербайджан поставил крест на европейской энергетической политике, выставил европейскую комиссию на посмешище по всем пунктам и дальше будет создавать дополнительные проблемы европейским политикам, к чему, судя по всему, Европа совершенно не готова.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики