Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союза

Александр Лукашенко назвал цену дальнейшего существования Таможенного союза

Александр Лукашенко угрожает выходом Белоруссии из Таможенного союза, если Россия продолжит изымать в свой бюджет доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты. Если пошлина останется в республике, то белорусы заживут как в Эмиратах, настаивает Лукашенко. Цена вопроса — $4 млрд в год. Конфликт будет трудно разрешить, предупреждают эксперты. Российский бюджет учитывает поступления от экспорта нефтепродуктов через Белоруссию вплоть до 2016 года.

Александр Лукашенко рассчитывает на отмену с 1 января следующего года пошлин за экспорт из страны нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, и заявляет, что в противном случае Белоруссия «не потянет» дальнейшее участие в Таможенном союзе.

«Путин обещал: с 1 января 2014 года устраняем все изъятия и ограничения в торговле», — заявил Лукашенко в пятницу на пресс-конференции для российских СМИ в Минске. Белоруссия ежегодно перечисляет в бюджет России около $4 млрд экспортных нефтяных пошлин, добавил президент.

«В противном случае мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта», — цитирует президента «Итерфакс».

Речь идет о договоренности между Москвой и Минском, согласно которой Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, однако возвращает России пошлины, получаемые от экспорта за пределы ТС нефтепродуктов, полученных из этой нефти.

По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты».

Прекратить изъятие экспортных пошлин на нефтепродукты из белорусского бюджета России еще в 2010 году рекомендовал межгосударственный суд СНГ. Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, заявил, что Москва «прислушается к рекомендациям», но подчеркнул, что это именно рекомендация.

Летом 2013 года в ходе встречи с Лукашенко об отказе от экономических барьеров и создании Евразийского экономического союза говорил премьер Дмитрий Медведев. «Это очень трудно, но, если мы хотим интеграцию, нам придется это сделать, даже несмотря на все потери, которые понесут экономики наших стран. В России это понимают и готовы нести издержки, понимая, что конечный результат будет еще лучше», – заявил тогда Медведев.

При этом, о каких именно барьерах и издержках идет речь, российский премьер не уточнил, однако Минск воспринял его слова однозначно — к 2015 году Россия прекратит изымать нефтепродуктовую экспортную пошлину.

«Россия сделала очень серьезный шаг навстречу всем и заявила о том, что буквально через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, практически все тарифные ограничения, в том числе в нефтегазовой сфере, будут сняты», — комментировал выступление российского премьера Лукашенко.

Не очень понятно, о каком обещании Путина по устранению изъятий говорит белорусский президент, отмечают эксперты. По словам Александры Суслиной из Экономической экспертной группы,

поступления от белорусских пошлин заложены в российский бюджет вплоть до 2016 года. В следующем году Россия должна получить около 113 млрд руб., в 2015 году — 107 млрд руб., а в 2016 году — 102 млрд руб.

Нервозность белорусского лидера объясняется тяжелой экономическая ситуацией в стране. После падения калийных рынков, спровоцированного разрывом сотрудничества российского «Уралкалия» с «Беларуськалием», последнее практически осталось без сбытовой сети и стало сокращать производство. А «Беларуськалий» является крупнейшим поставщиком валюты в бюджет республики.

Заявления Лукашенко являются не более чем забавной, хотя и ожидаемой попыткой политического торга, уверен Евгений Прейгерман из минского исследовательского центра «Либеральный клуб». «Чтобы понять это, достаточно взглянуть на уровень субсидирования Россией белорусской экономики, — говорит Прейгерман. — По разным оценкам, только по нефти и газу Беларусь в последние годы получала субсидии в размере 12–20%. Это интеграционный подарок, и это же главный фактор сохранения действующей в Беларуси социально-экономической и политической системы».

Аналитик центра «Движение XXI век» Петр Филатов напоминает, что именно на ТС опираются такие межгосударственные структуры, как ЕЭП и ЕврАзЭС, и, в случае выхода из Таможенного союза, Минск лишится и возможностей, связанных с этими структурами.

«Кроме того, в таком случае Россия вполне может поднять цены на нефть и газ для Белоруссии и усилить внимание к белорусской продукции со стороны российского Роспотребнадзора (уже сейчас это ведомство предъявляет претензии к качеству мясной и молочной продукции из Белоруссии. — «Газета.Ru»)», — предупреждает Филатов.

Кроме того, не стоит забывать, что ТС — это один из интеграционных проектов Кремля. Выйти из союза значит перевести отношения Минска и Москвы в разряд «холодной войны».

По словам российских экспертов, белорусский президент выбрал очень подходящее время для выставления требований России. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что в настоящее время Москва озабочена тем, чтобы не допустить евроинтеграции Украины. «Россия уже давно хочет, чтобы Украина присоединилась к Таможенному союзу, — поясняет эксперт. — А о каком присоединении может идти речь, если один из членов ТС грозит выходом?»

Симонов полагает, что Москва пойдет на уступки Минску. «Весь опыт постсоветских российско-белорусских отношений показывает: ситуация нагнетается, но в последний момент Кремль уступает, и все так или иначе решается в пользу Лукашенко», — отмечает глава ФНЭБ.

Авторы: Алексей Топалов, Денис Лавникевич (Минск)

Источник: Газета.RU, 11.10.013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики