Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реверсные поставки газа из Европы не помогут Украине

Реверсные поставки газа из Европы не помогут Украине

В четверг (31 октября) должны закончиться испытания нового источника газа для Украины. Это поставки польской государственной нефтегазодобывающей компании (PGNiG) в адрес украинской Донбасской топливно-энергетической компании богатейшего бизнесмена страны Рината Ахметова. Если тесты будут признаны успешными, стороны могут заключить долгосрочные договорённости. До сих пор газ из Польши на Украине получала только государственная компания «Нафтогаз». Российский поставщик голубого топлива «Газпром» не раз ставил под сомнение законность подобных схем

 

Холдинг ДТЭК является крупнейшей на Украине частной группой энергетических компаний. В неё входит более десятка электростанций мощностью 18 гигаватт. Ежегодная потребность всего украинского бизнеса Рината Ахметова в газе оценивается в 6 миллиардов кубометров – это примерно десятая часть всего потребления страны. Как и Украина в целом, ДТЭК стремится диверсифицировать источники топлива. Летом компания начала покупать газ на европейских торговых площадках и поставлять его через Венгрию. Это же направление использует и «Нафтогаз». Госкомпания также поставляла газ из Польши, где покупала его у немецкой RWE (нем. Rheinisch-Westfälisches Elektrizitätswerk ). Правда, недавно эти поставки на некоторое время прерывались, так как оказались дороже российского газа. Кроме нестабильности, связанной с ценовой конъюнктурой, реверсные схемы вызывают и юридические вопросы, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

"Проблем бы не было, если бы речь шла о физических поставках газа. Есть подозрения, что значительная часть так называемого реверса – это реверс виртуальный. То есть физически газ границу не пересекает. Этот объём берется из поставок российского газа, который заходит на территорию Украины и засчитывается в Европе. Вот этот виртуальный реверс является незаконным".

Даже если поставки по реверсу реальные, нужно ещё доказать, что газ, который Польша поставляет Украине, не является российским, добавляет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

"Если Польша сможет доказать, что тот газ, который продаётся Украине, - это не перепродажа газпромовского газа, а поставка газа из другого источника, тогда нарушений нет. Но если окажется, что это перепродажа газпромовского газа, то, конечно, это будет нарушением контракта".

Потенциально структуры Рината Ахметова могут закупать в Польше более миллиарда кубометров газа в год. Но пока возможность страны реально поставлять такие объёмы находится под сомнением, продолжает Константин Симонов:

"3,5 миллиона кубометров в сутки - это довольно солидные масштабы. У меня есть огромные сомнения в том, что компания PGNiG способна такие объёмы предоставить. Польша сама является крупным покупателем российского газа. Правда, Польша собирается запустить терминал по приёмке сжиженного газа, но это произойдёт в лучшем случае через пару лет, да и то, там пока нет необходимого числа контрактов. Поэтому это будут, скорее, локальные поставки, которые в целом российским поставкам на территорию Украины конкуренции не создают".

Помимо Польши на территорию Украины также поступают незначительные объёмы газа из Венгрии. В перспективе Киев рассчитывает открыть для себя также словацкое и румынское направления. Даже если эти планы реализуются, лишнего газа у ЕС для Украины попросту не будет, уверен Рустам Танкаев:

"К 2020 году потребление газа в Евросоюзе возрастёт до 700 миллиардов кубометров в год. Дополнительные 100 миллиардов кубометров, которые потребуются, Катар, на который они делают ставку, не сможет обеспечить. Возможные объёмы поставок оттуда на настоящий момент составляют всего 120 миллиардов кубометров в год. То есть не просматривается компенсация роста потребления газа Европейским союзом. На сланцевый газ Европейский союз надеяться не может, потому что большинство стран отказалось от его добычи. Таким образом, источников пополнения газового баланса, кроме «Газпрома», у Европейского союза практически нет".

На этот год импорт газа на Украину из Европы запланирован в объёме чуть более миллиарда кубометров. При том что всего на зарубежные поставки приходится более 27 миллиардов кубометров.

Автор: Леонид Гурьянов

Источник: Голос России, 31.10.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики