Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Думаю, решение принято, и этот законопроект пройдет еще к Новому году. Тем более что есть распоряжение президента Владимира Путина от 15 октября, в котором Минэнерго поручается разработать систему выдачи разрешений на экспорт СПГ. Фактически уже готовятся к тому, что эти разрешения будут выдавать.

Для Газпрома конъюнктурно ничего не поменяется. У нас сегодня более-менее реальных негазпромовских проекта только два — «Ямал СПГ» и «Сахалин-1». И оба эти проекта в этом законе не нуждаются. Проект «Ямал СПГ» имел уникальное агентское соглашение с Газпромом, которое позволяло ему самостоятельно продавать газ, единственное — Газпром должен был заниматься таможенным оформлением, но затем передавать газ акционерам «Ямал СПГ» и они сами уже могли этот газ продавать. И мы видим, что сейчас НОВАТЭК, например, торгует газом «Ямал СПГ», заключает контракты, хотя закона еще нет. Уже заключен контракт с BP, завершается подписание контракта с китайцами, а на прошлой неделе заключен контракт еще и с испанской Fenosa. Уже до принятия закона полным ходом идет контрактование этих объемов.

Что касается «Сахалина-1», проект выведен за рамки действующего закона об экспорте газа. Хоть сейчас можно начинать экспорт. Эти два проекта уже и так были на особом положении, и закон здесь ничего не поменяет.

Что касается арктических проектов, то это дело даже, наверное, не ближайшего десятилетия. Поэтому здесь каких-то проблем для Газпрома нет.

До конца не ясно, каким образом Газпром будет выходить на европейский рынок с тем же проектом «Ямал СПГ». Известно, что Путин поручил сделать так, чтобы наш газ не конкурировал с нашим же газом. Это принципиальный вопрос, чтобы российские компании не воевали друг с другом на внешнем рынке. Эта конкуренция, которая идет во вред нам. И пока этот вопрос не решен. В проекте закона есть идея Минэнерго о введении системы мониторинга контрактов, но эта система ничего не дает. Трейдинг СПГ — это вещь специфическая, зачастую заключается контракт с трейдером, который вообще не может дать гарантий, на какой рынок в конечном итоге придет этот газ. То есть вы заключили контракт, а трейдер сам потом будет этот газ пристраивать. Нет понимания того, в каком месте этот газ физически окажется. В этом смысле мониторинг ничего не даст. Это главная проблема. Пока как развести интересы Газпрома, НОВАТЭКа и Роснефти, не ясно.

Но при этом мы знаем позицию Путина, что трубопроводный экспорт пока либерализован не будет. Думаю, что для Газпрома это самое главное, и Газпром готов согласиться с тем, что экспорт СПГ будет либерализован. Главное для него сохранить монополию на экспорт по трубе. И это, я считаю, правильно, потому что, собственно, нас подталкивают к этой либерализации европейцы, которые, конечно, хотят конкуренции Газпрома с тем же НОВАТЭКом. Но нам-то это зачем? Нам это совершенно не нужно.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики