Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Думаю, решение принято, и этот законопроект пройдет еще к Новому году. Тем более что есть распоряжение президента Владимира Путина от 15 октября, в котором Минэнерго поручается разработать систему выдачи разрешений на экспорт СПГ. Фактически уже готовятся к тому, что эти разрешения будут выдавать.

Для Газпрома конъюнктурно ничего не поменяется. У нас сегодня более-менее реальных негазпромовских проекта только два — «Ямал СПГ» и «Сахалин-1». И оба эти проекта в этом законе не нуждаются. Проект «Ямал СПГ» имел уникальное агентское соглашение с Газпромом, которое позволяло ему самостоятельно продавать газ, единственное — Газпром должен был заниматься таможенным оформлением, но затем передавать газ акционерам «Ямал СПГ» и они сами уже могли этот газ продавать. И мы видим, что сейчас НОВАТЭК, например, торгует газом «Ямал СПГ», заключает контракты, хотя закона еще нет. Уже заключен контракт с BP, завершается подписание контракта с китайцами, а на прошлой неделе заключен контракт еще и с испанской Fenosa. Уже до принятия закона полным ходом идет контрактование этих объемов.

Что касается «Сахалина-1», проект выведен за рамки действующего закона об экспорте газа. Хоть сейчас можно начинать экспорт. Эти два проекта уже и так были на особом положении, и закон здесь ничего не поменяет.

Что касается арктических проектов, то это дело даже, наверное, не ближайшего десятилетия. Поэтому здесь каких-то проблем для Газпрома нет.

До конца не ясно, каким образом Газпром будет выходить на европейский рынок с тем же проектом «Ямал СПГ». Известно, что Путин поручил сделать так, чтобы наш газ не конкурировал с нашим же газом. Это принципиальный вопрос, чтобы российские компании не воевали друг с другом на внешнем рынке. Эта конкуренция, которая идет во вред нам. И пока этот вопрос не решен. В проекте закона есть идея Минэнерго о введении системы мониторинга контрактов, но эта система ничего не дает. Трейдинг СПГ — это вещь специфическая, зачастую заключается контракт с трейдером, который вообще не может дать гарантий, на какой рынок в конечном итоге придет этот газ. То есть вы заключили контракт, а трейдер сам потом будет этот газ пристраивать. Нет понимания того, в каком месте этот газ физически окажется. В этом смысле мониторинг ничего не даст. Это главная проблема. Пока как развести интересы Газпрома, НОВАТЭКа и Роснефти, не ясно.

Но при этом мы знаем позицию Путина, что трубопроводный экспорт пока либерализован не будет. Думаю, что для Газпрома это самое главное, и Газпром готов согласиться с тем, что экспорт СПГ будет либерализован. Главное для него сохранить монополию на экспорт по трубе. И это, я считаю, правильно, потому что, собственно, нас подталкивают к этой либерализации европейцы, которые, конечно, хотят конкуренции Газпрома с тем же НОВАТЭКом. Но нам-то это зачем? Нам это совершенно не нужно.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики