Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Закон о либерализации экспорта СПГ будет принят к новому году

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Думаю, решение принято, и этот законопроект пройдет еще к Новому году. Тем более что есть распоряжение президента Владимира Путина от 15 октября, в котором Минэнерго поручается разработать систему выдачи разрешений на экспорт СПГ. Фактически уже готовятся к тому, что эти разрешения будут выдавать.

Для Газпрома конъюнктурно ничего не поменяется. У нас сегодня более-менее реальных негазпромовских проекта только два — «Ямал СПГ» и «Сахалин-1». И оба эти проекта в этом законе не нуждаются. Проект «Ямал СПГ» имел уникальное агентское соглашение с Газпромом, которое позволяло ему самостоятельно продавать газ, единственное — Газпром должен был заниматься таможенным оформлением, но затем передавать газ акционерам «Ямал СПГ» и они сами уже могли этот газ продавать. И мы видим, что сейчас НОВАТЭК, например, торгует газом «Ямал СПГ», заключает контракты, хотя закона еще нет. Уже заключен контракт с BP, завершается подписание контракта с китайцами, а на прошлой неделе заключен контракт еще и с испанской Fenosa. Уже до принятия закона полным ходом идет контрактование этих объемов.

Что касается «Сахалина-1», проект выведен за рамки действующего закона об экспорте газа. Хоть сейчас можно начинать экспорт. Эти два проекта уже и так были на особом положении, и закон здесь ничего не поменяет.

Что касается арктических проектов, то это дело даже, наверное, не ближайшего десятилетия. Поэтому здесь каких-то проблем для Газпрома нет.

До конца не ясно, каким образом Газпром будет выходить на европейский рынок с тем же проектом «Ямал СПГ». Известно, что Путин поручил сделать так, чтобы наш газ не конкурировал с нашим же газом. Это принципиальный вопрос, чтобы российские компании не воевали друг с другом на внешнем рынке. Эта конкуренция, которая идет во вред нам. И пока этот вопрос не решен. В проекте закона есть идея Минэнерго о введении системы мониторинга контрактов, но эта система ничего не дает. Трейдинг СПГ — это вещь специфическая, зачастую заключается контракт с трейдером, который вообще не может дать гарантий, на какой рынок в конечном итоге придет этот газ. То есть вы заключили контракт, а трейдер сам потом будет этот газ пристраивать. Нет понимания того, в каком месте этот газ физически окажется. В этом смысле мониторинг ничего не даст. Это главная проблема. Пока как развести интересы Газпрома, НОВАТЭКа и Роснефти, не ясно.

Но при этом мы знаем позицию Путина, что трубопроводный экспорт пока либерализован не будет. Думаю, что для Газпрома это самое главное, и Газпром готов согласиться с тем, что экспорт СПГ будет либерализован. Главное для него сохранить монополию на экспорт по трубе. И это, я считаю, правильно, потому что, собственно, нас подталкивают к этой либерализации европейцы, которые, конечно, хотят конкуренции Газпрома с тем же НОВАТЭКом. Но нам-то это зачем? Нам это совершенно не нужно.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 07.11.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики