Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифы поднимут в годовщину революции

Тарифы поднимут в годовщину революции

Тарифы для населения начнут расти опережающими темпами с 2017 года: на газ с прибавкой к инфляции 20%, на электроэнергию — 30%. Предложения Минэкономразвития могут компенсировать монополиям «заморозку» тарифов для промышленности и низкий их рост для населения в ближайшие два года. Однако промышленники и энергомонополии считают, что таких мер недостаточно, а рост тарифов для населения может обернуться негативными социальными последствиями.

Минэкономразвития запланировало ускоренный рост тарифов на услуги ЖКХ для населения уже через три года, говорится в прогнозе социально-экономического развития до 2030 года (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Ведомство предлагает повышать оптовые цены на газ для населения на 20% выше темпа инфляции уже с 2017 года при консервативном прогнозе. При этом тарифы на газ для промышленных потребителей будут индексироваться на инфляцию как в 2015–2016 годах, так и с 2017 года, говорится в проекте документа.

Тарифы на электроэнергию для населения МЭР предлагает с 2017 года индексировать на уровень инфляции с коэффициентом 1,3 — то есть на 30%. Кроме того, ведомство также предлагает установить рост тарифов на тепло на уровне выше инфляции: согласно консервативному сценарию развития тариф на тепло в России будет индексироваться в 2016–2020 годах в среднем на 5% в год, умеренно оптимистичному — на 5,1%, форсированному — на 5,9%.

Проект направлен в Минфин и аппарат правительства, уточнил глава МЭР Алексей Улюкаев на брифинге журналистам. В Минэнерго этот документ пока не получали, сказали «Газете.Ru» в министерстве.

В конце сентября правительство решило заморозить на 2014 год тарифы монополий для промышленных потребителей, а для населения индексировать их в 2014–2016 годах по формуле «инфляция минус» — на инфляцию предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7. Таким образом, отмечал президент Владимир Путин, в следующем году есть реальные шансы обеспечить инфляцию ниже 5% — впервые за 20 лет.

Теперь то, что монополии недобрали за счет индексации тарифа в 2015 и 2016 годах, Минэкономразвития хочет компенсировать с 2017 года.

Кроме того, логика МЭР состоит в уменьшении объема так называемого перекрестного субсидирования, при котором за более низкий тариф для населения платят промышленные потребители. Введение повышающего коэффициента для населения позволит снизить объем «перекрестки».

Промышленники весь последний год жаловались на тяжелое экономическое положение, том числе из-за ускоренного роста тарифов. «За последние пять лет тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий выросли в среднем в 2,1 раза, на природный газ — в 2,6 раза... В России цена на газ продолжает расти, а в США за последние пять лет она снизилась почти в три раза», — писал в мае совладелец «Русала» и глава «Базэла» Олег Дерипаска в колонке «Газеты.Ru.»

Нынешние предложения министерства промышленникам кажутся недостаточными.«Тарифы монополий влияют на экономику так сильно, что сами определяют уровень инфляции. У правительства есть последняя возможность перейти к инновационному сценарию развития — утвердить долгосрочное ограничение тарифов на уровне инфляции прошлого года минус 2%, — уверяет Александр Старченко, председатель НП «Сообщество потребителей энергии», объединяющего крупнейших промпотребителей энергии. Проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике можно решить гораздо быстрее за счет повышения эффективности сетевого комплекса, поскольку большая часть средств от «перекрестки» идет не на компенсации населению, а оседает в доходах сетей, считает Старченко.

Энергомонополии, ранее жаловавшиеся на то, что заморозка тарифов в ближайшие годы приведет к сокращению инвестпрограмм, предложениями МЭР оказались довольны. В «Россетях» «Газете.Ru» сказали, что считают предложения министерства «позитивными», однако их реализация зависит от того, насколько быстро на государственном уровне должна быть решена проблема перекрестного субсидирования. По словам источника, близкого к монополии, чтобы решить ее в среднесрочной перспективе, необходим ежегодный рост тарифов с коэффициентом 2 по отношению к инфляции, то есть практически в два раза. Получить комментарий «Газпрома» не удалось.

Тарифы для населения повышаются именно для постепенного выхода на экономически оправданный уровень цен. «Учитывая, что ранее они росли с отставанием от темпов роста инфляции, в дальнейшем их рост должен инфляцию опережать», — констатирует глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Путем опережающего роста тарифов на электричество для населения по сравнению с тарифами для промышленности в 2017 году правительство пытается частично компенсировать монополиям потери от заморозки тарифов. Однако компенсация будет не так велика, учитывая разницу в объемах потребления. «Если общее потребление электроэнергии в России составляет примерно 1,3 трлн кВ•ч, то население потребляет лишь 130–155 млрд кВ•ч. Тем не менее и это повышение принесет энергетикам дополнительные миллиарды рублей, прогнозирует Сергей Кондратьев, старший эксперт Института энергетики и финансов. Из 250 млрд кубометров, которые «Газпром» продал на внутреннем рынке в прошлом году, на население пришлось лишь около 52 млрд кубов, подсчитывает Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ».

Однако предложение вызовет негативную реакцию населения и категорий потребителей, приравненных к нему.

«Идея правильная, но в условиях стагнации экономики и снижения темпов роста реальных доходов населения может вызвать негативные социальные последствия (особенно если начнется рецессия и компании будут проводить политику высвобождения персонала)», — сказал «Газете. Ru» высокопоставленный источник в профильном министерстве.

В конечном итоге ситуация может вызвать ухудшение сценариев из-за падения спроса населения. Впрочем, запланированное повышение тарифов может не состояться.

В 2018 году президентские выборы, в их преддверии повышать тарифы на газ и электричество для населения — «самоубийство» для партии власти, констатирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В документе МЭР прописано, что при стагнации или резком замедлении экономического роста тарифы будут индексированы по уровню инфляции с понижающими коэффициентами в зависимости от экономической ситуации. Ранее при обсуждении темпов индексации цен на газ Минэнерго предлагало, напротив, индексировать цены на газ для промышленности, обеспечив минимальный рост для населения, — это позволило бы сохранить выручку «Газпрома» и выполнить поручение президента по ограничению темпов роста цен на услуги субъектов естественных монополий.

Авторы: Ольга Алексеева, Алексей Топалов, Яна Милюкова

Источник: Газета.RU, 07.11.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики