Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ вопиющего

Газ вопиющего

Правительство намерено призвать к ответу должников Газпрома и других поставщиков газа. Среди поручений премьера Дмитрия Медведева – проработать вопросы об оплате долгов энергокомпаний за газ из средств ОРЭМ, а также о внесении предоплаты за услуги ЖКХ для бытовых потребителей. К каким последствиям приведут подобные меры и станут ли россияне более дисциплинированными плательщиками, рассуждают эксперты 

Игорь Ряпин, независимый эксперт по электроэнергетике:

– Нельзя решать проблемы отдельно взятой газовой отрасли. Необходимо работать в целом над повышением платёжной дисциплины на розничных рынках энергоресурсов и в ЖКХ. И главные проблемы здесь – это неплатежи управляющих компаний, собирающих деньги с населения и не перечисляющих эти деньги поставщикам ресурсов, а также так называемые неотключаемые потребители и узаконенные неплательщики. К сожалению, о том, как решать эти проблемы, нынешние предложения ответа не дают. Да, можно придумать, каким образом изымать деньги с оптового рынка электроэнергии в счёт погашения задолженности генерирующих компаний перед газовиками. Однако газ на ТЭЦ используется не только для производства электроэнергии, но и для производства тепла. Если забрать у ТЭЦ всю выручку с оптового рынка и оставить их один на один с неплатежами за тепло на розничном, то на какие средства генерирующие компании в следующем году будут ремонтировать оборудование? Можно ввести расщепление платежей за тепло и выделить там топливную составляющую. Но, может быть, тогда стоит начинать с расщепления платежей населения за коммунальные услуги и автоматического направления платежей за тепло в адрес теплоснабжающих организаций, платежей за воду – в адрес водоснабжающих и так далее? О необходимости внедрения такого расщепления платежей и введения возможности для ресурсоснабжающих организаций заключать прямые договоры с потребителями ресурсов теплоснабжающие компании говорят уже давно. А услышан же был голос Газпрома...

Что касается перевода населения на предоплату – вряд ли он значительно улучшит ситуацию с долгами. Хотя бы потому, что население – это, как правило, один из самых аккуратных плательщиков. Если посмотреть данные НП «Совет рынка» по задолженности на розничном рынке за потреблённую электроэнергию, то мы увидим, что доля населения в общей задолженности «на рознице» составляет всего около 20% (данные по состоянию на сентябрь этого года). Непромышленные потребители (в том числе управляющие компании и перепродавцы электроэнергии) задолжали в 2,6 раза больше, чем простые граждане. Думаю, что с другими ресурсами картина сходная. К тому же не совсем понятно, как вводить предоплату в ситуации перехода к оплате за потреблённые ресурсы в соответствии с показаниями приборов учёта. Это вызовет как минимум неразбериху. Как максимум приведёт и к недовольству населения, поскольку по сути своей оно будет кредитовать поставщиков ресурсов.

Александр Перов, руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности:

– В первую очередь введение предоплатной системы за услуги ЖКХ ожидаемо вызовет негативную реакцию населения. И боюсь, что россияне воспримут это новшество гораздо более болезненно, чем введение той же соцнормы энергопотребления. А между тем проблему с долгами это не решит. Кто не платил, так и не будет платить. То же самое в принципе можно сказать и про энергокомпании. Давайте разбёремся, из-за чего вообще образовалась эта задолженность перед Газпромом? Если оставить за скобками компании-неплательщики, то в значительной степени долги энергетиков перед Газпромом возникли из-за того, что тарифы газовой монополии в последние годы росли бешеными темпами. А тарифы на электро- и теплоэнергию находились под пристальным вниманием властей ввиду их социальной значимости, и темпы их роста искусственно сдерживались. Соответственно, этот разрыв в итоге привёл к ухудшению положения энергокомпаний. И прежде всего речь идёт о компаниях, работающих в секторе теплоэнергетики, для которых расходы на газ – это основная статья затрат (от 60 до 70%). Таким образом, вполне добросовестные участники рынка оказались в ловушке: с одной стороны, у них социально-политический ограничитель, с другой – высокие цены на газ. Объяснить здравой логикой эти инициативы, озвученные премьером Дмитрием Медведевым, для меня не представляется возможным. Очевидно, что просто у Газпрома очень влиятельные лоббисты…

Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ»:

– Предоплата за услуги ЖКХ может вызвать умеренно негативную социальную реакцию в ряде регионов. В случае же если точечное адресное отключение потребителей по газу, теплу или электроэнергии остаётся невозможным либо существенно затягивается, экономический эффект от этой меры будет ограниченным. Полностью исключить неоплаченные поставки все равно невозможно – отключение наступает через 30 дней (по новому предложению – 20) после получения уведомления, а на это может уйти много времени. Минимум 1,5–2 месяца просрочки к моменту отключения точно может успеть накопиться. На мой взгляд, платёжная дисциплина будет возрастать не в случае подвижки сроков, а в случае сокращения срока между неоплатой и односторонним отключением, которое должно наступать автоматически и неизбежно.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Во-первых, стоит сказать, что уже несколько лет назад государство передало всю сферу ЖКХ с федерального уровня на региональный. В то же время федеральные власти понимают: лучше пока что сохранить за собой частичный контроль и даже скорее надзор. Между тем не совсем понятно, на чем основана эта идея с введением предоплаты для населения за услуги ЖКХ, потому что вряд ли эта мера серьёзно изменит ситуацию с платёжной дисциплиной. Население у нас платит за услуги ЖКХ довольно аккуратно. По разным оценкам, порядка 87–93% россиян оплачивают все потреблённые услуги ЖКХ в срок. Напротив, из-за того, что граждане будут платить вперёд, не исключено, может произойти увеличение суммы неплатежей. Объясню логику: до 10-го числа они будут платить лишь небольшую фиксированную сумму, а остальное будут доплачивать после того, как станет ясно, сколько они потребили услуг. То есть в итоге выплата за один месяц будет растянута на два месяца. Что в конечном счёте приведёт ещё и к путанице.

Что касается долгов юридических лиц, в том числе за газ, то здесь следует разобраться в том, как они образовались и почему компании-потребители не платят за поставленные ресурсы, и почему компании-поставщики продолжают поставлять ресурсы и не пытаются взыскать задолженности. Понятно, что в каждом конкретном случае может быть разное объяснение этой ситуации, но для разрешения всех споров существует лишь один вариант – юридический. И в данном случае считаю очень важным, чтобы деньги взыскивались с конкретных должников, а не с «неопределённого круга лиц», как предлагается в случае с ОРЭМ. Ведь в конце концов не все же компании на рынке являются должниками.

Автор: Мария Истомина

Источник: Переток.RU, 18.11.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики