Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ вопиющего

Газ вопиющего

Правительство намерено призвать к ответу должников Газпрома и других поставщиков газа. Среди поручений премьера Дмитрия Медведева – проработать вопросы об оплате долгов энергокомпаний за газ из средств ОРЭМ, а также о внесении предоплаты за услуги ЖКХ для бытовых потребителей. К каким последствиям приведут подобные меры и станут ли россияне более дисциплинированными плательщиками, рассуждают эксперты 

Игорь Ряпин, независимый эксперт по электроэнергетике:

– Нельзя решать проблемы отдельно взятой газовой отрасли. Необходимо работать в целом над повышением платёжной дисциплины на розничных рынках энергоресурсов и в ЖКХ. И главные проблемы здесь – это неплатежи управляющих компаний, собирающих деньги с населения и не перечисляющих эти деньги поставщикам ресурсов, а также так называемые неотключаемые потребители и узаконенные неплательщики. К сожалению, о том, как решать эти проблемы, нынешние предложения ответа не дают. Да, можно придумать, каким образом изымать деньги с оптового рынка электроэнергии в счёт погашения задолженности генерирующих компаний перед газовиками. Однако газ на ТЭЦ используется не только для производства электроэнергии, но и для производства тепла. Если забрать у ТЭЦ всю выручку с оптового рынка и оставить их один на один с неплатежами за тепло на розничном, то на какие средства генерирующие компании в следующем году будут ремонтировать оборудование? Можно ввести расщепление платежей за тепло и выделить там топливную составляющую. Но, может быть, тогда стоит начинать с расщепления платежей населения за коммунальные услуги и автоматического направления платежей за тепло в адрес теплоснабжающих организаций, платежей за воду – в адрес водоснабжающих и так далее? О необходимости внедрения такого расщепления платежей и введения возможности для ресурсоснабжающих организаций заключать прямые договоры с потребителями ресурсов теплоснабжающие компании говорят уже давно. А услышан же был голос Газпрома...

Что касается перевода населения на предоплату – вряд ли он значительно улучшит ситуацию с долгами. Хотя бы потому, что население – это, как правило, один из самых аккуратных плательщиков. Если посмотреть данные НП «Совет рынка» по задолженности на розничном рынке за потреблённую электроэнергию, то мы увидим, что доля населения в общей задолженности «на рознице» составляет всего около 20% (данные по состоянию на сентябрь этого года). Непромышленные потребители (в том числе управляющие компании и перепродавцы электроэнергии) задолжали в 2,6 раза больше, чем простые граждане. Думаю, что с другими ресурсами картина сходная. К тому же не совсем понятно, как вводить предоплату в ситуации перехода к оплате за потреблённые ресурсы в соответствии с показаниями приборов учёта. Это вызовет как минимум неразбериху. Как максимум приведёт и к недовольству населения, поскольку по сути своей оно будет кредитовать поставщиков ресурсов.

Александр Перов, руководитель управления специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности:

– В первую очередь введение предоплатной системы за услуги ЖКХ ожидаемо вызовет негативную реакцию населения. И боюсь, что россияне воспримут это новшество гораздо более болезненно, чем введение той же соцнормы энергопотребления. А между тем проблему с долгами это не решит. Кто не платил, так и не будет платить. То же самое в принципе можно сказать и про энергокомпании. Давайте разбёремся, из-за чего вообще образовалась эта задолженность перед Газпромом? Если оставить за скобками компании-неплательщики, то в значительной степени долги энергетиков перед Газпромом возникли из-за того, что тарифы газовой монополии в последние годы росли бешеными темпами. А тарифы на электро- и теплоэнергию находились под пристальным вниманием властей ввиду их социальной значимости, и темпы их роста искусственно сдерживались. Соответственно, этот разрыв в итоге привёл к ухудшению положения энергокомпаний. И прежде всего речь идёт о компаниях, работающих в секторе теплоэнергетики, для которых расходы на газ – это основная статья затрат (от 60 до 70%). Таким образом, вполне добросовестные участники рынка оказались в ловушке: с одной стороны, у них социально-политический ограничитель, с другой – высокие цены на газ. Объяснить здравой логикой эти инициативы, озвученные премьером Дмитрием Медведевым, для меня не представляется возможным. Очевидно, что просто у Газпрома очень влиятельные лоббисты…

Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ»:

– Предоплата за услуги ЖКХ может вызвать умеренно негативную социальную реакцию в ряде регионов. В случае же если точечное адресное отключение потребителей по газу, теплу или электроэнергии остаётся невозможным либо существенно затягивается, экономический эффект от этой меры будет ограниченным. Полностью исключить неоплаченные поставки все равно невозможно – отключение наступает через 30 дней (по новому предложению – 20) после получения уведомления, а на это может уйти много времени. Минимум 1,5–2 месяца просрочки к моменту отключения точно может успеть накопиться. На мой взгляд, платёжная дисциплина будет возрастать не в случае подвижки сроков, а в случае сокращения срока между неоплатой и односторонним отключением, которое должно наступать автоматически и неизбежно.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Во-первых, стоит сказать, что уже несколько лет назад государство передало всю сферу ЖКХ с федерального уровня на региональный. В то же время федеральные власти понимают: лучше пока что сохранить за собой частичный контроль и даже скорее надзор. Между тем не совсем понятно, на чем основана эта идея с введением предоплаты для населения за услуги ЖКХ, потому что вряд ли эта мера серьёзно изменит ситуацию с платёжной дисциплиной. Население у нас платит за услуги ЖКХ довольно аккуратно. По разным оценкам, порядка 87–93% россиян оплачивают все потреблённые услуги ЖКХ в срок. Напротив, из-за того, что граждане будут платить вперёд, не исключено, может произойти увеличение суммы неплатежей. Объясню логику: до 10-го числа они будут платить лишь небольшую фиксированную сумму, а остальное будут доплачивать после того, как станет ясно, сколько они потребили услуг. То есть в итоге выплата за один месяц будет растянута на два месяца. Что в конечном счёте приведёт ещё и к путанице.

Что касается долгов юридических лиц, в том числе за газ, то здесь следует разобраться в том, как они образовались и почему компании-потребители не платят за поставленные ресурсы, и почему компании-поставщики продолжают поставлять ресурсы и не пытаются взыскать задолженности. Понятно, что в каждом конкретном случае может быть разное объяснение этой ситуации, но для разрешения всех споров существует лишь один вариант – юридический. И в данном случае считаю очень важным, чтобы деньги взыскивались с конкретных должников, а не с «неопределённого круга лиц», как предлагается в случае с ОРЭМ. Ведь в конце концов не все же компании на рынке являются должниками.

Автор: Мария Истомина

Источник: Переток.RU, 18.11.2013

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики