Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток»: Дан старт строительству в Сербии

«Южный поток»: Дан старт строительству в Сербии

Россия и Сербия начали совместное строительство сербского отрезка газопровода «Южный поток». Символическая сварка состоялась в воскресенье вечером в районе населённых пунктов Ковиль и Шайкаш, в 80-ти километрах к северу от Белграда.

Стоимость сербского отрезка «Южного потока», по последним данным, составит порядка 1,9 млрд евро. Его планируемая протяжённость — 420 километров, пропускная способность — 40 млрд кубометров в год. Об этом говорится в сообщении «Газпрома».

«Южный поток» навсегда ликвидирует транзитные риски и обеспечит стабильные, надёжные, гарантированные поставки российского газа потребителям в Сербии и в Европе», — сказал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он напомнил также, что трансъевропейская газотранспортная система обеспечит российским газом десятки тысяч европейских потребителей, кроме того, положительно изменит энергетическую карту континента и станет неотъемлемым элементом системы энергобезопасности Европейского союза.

Что касается непосредственно Сербии, то строительство газопровода придаст значительный импульс развитию всей газотранспортной системы и превратит страну в крупный центр транзита, хранения и распределения газа общеевропейского значения, подчеркнул Миллер. «Южный поток», по его словам, ускорит интеграционные и экономические процессы в регионе, привлечёт в Сербию более 1,5 миллиардов евро прямых инвестиций и создаст на период строительства более 2,5 тысяч рабочих мест.

Отметим, что с этой трактовкой в Белграде полностью согласны. Как заявил премьер-министр Сербии Ивица Дачич, «Южный поток» не только обеспечит новые рабочие места, но и даст стабильность региону. Впрочем, как он тут же подчеркнул, тесные связи с Россией не повлияют на заявку страны на вступление в Европейский союз.

«Те, кто критикуют Сербию за близость и партнёрство с Россией, должны спросить себя, почему они не предложили такие же отношения Сербии?» — цитирует Дачича Associated Press. По его словам, Запад просто не проявляет интереса к этому региону.

Сербский премьер уверен, что строительство газопровода жизненно важно для энергетической безопасности Сербии, которая теперь «станет энергетическим центром». При этом Дачич отдельно отметил, что речь о «части общеевропейского проекта, это не просто русский проект».

Ещё раз напомним, что общая стоимость проекта «Южный поток» оценивают в 16 млрд евро (21,5 млрд долларов), из которых 10 млрд евро пойдут на строительство морского участка газопровода по дну Чёрного моря.

На российскую территорию приходится 230 км газопровода, на болгарскую — 220–230 км, на сербскую, как было сказано выше, — 420 км, на турецкую — 470 км. Газопровод должен начать работу в декабре 2015 года (к этому сроку запланирован ввод в строй первой нитки, а поставки газа в Европу начнутся в I квартале 2016 г.). Он будет состоять из четырёх ниток мощностью 15,75 млрд куб. м газа каждая и позволит поставлять до 63 млрд кубов газа в год в Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию, Италию, Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию.

Весь объём газа, который «Газпром» намерен поставлять по газопроводу «Южный поток», распределён между потребителями. Самым крупным целевым рынком является итальянский рынок. Самая большая часть объёмов придёт в пункт Тарвизио (Италия — прим. ред.), отметил Миллер.

Как сказал в беседе с «Однако» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник для Сербии этот проект станет мощным толчком развития экономики, а Россия уменьшит риски, которые несёт транспортировка газа по территории Украины:

 — «Южный поток» пройдёт по территории многих стран. Это знаковое событие — сварен первый стык. Этот маршрут позволит в полной мере обеспечить транзитную независимость для поставок российского газа в Евросоюз, то есть мы сможем обходить Украину с помощью мощностей «Южного потока» и построенных двух веток Северного потока. Основополагающая миссия «Южного потока» — именно создание экспортной газовой инфраструктуры, которая позволит нивелировать те риски, с которыми Россия сталкивается последние годы из-за Украины.

А для Украины это чревато тем, что их газотранспортная система встанет — она будет невостребована. Возможно, Газпром вообще откажется от их услуг как транзитёра. Но это не ультимативный шаг, он вызван тем, что у нас не складывается переговорный процесс с Киевом. Поэтому приходится идти на весьма затратный проект. То есть если мы посмотрим, Газпром пытался и с привлечением высших лиц государства как-то добиться от Украины передачи газотранспортной системы по примеру белорусского Белтрансгаза, то есть скидки в обмен на контроль этой системы, но, к сожалению, Киев не пошёл на уступки. Градус страстей только накаляется. Но решение в виде «Южного потока» уже есть, и оно реализуется. Очень многие относились к проекту скептически. Говорили, что это затратная, трудоёмкая стройка. До последнего все гадали, отважится ли Газпром на такой шаг, полагали, что всё-таки с Украиной начнётся сближение, но шли годы… А между тем правительственные соглашения со всеми странами привели к началу строительства точки, и поворот обратно невозможен.

Что касается Сербии, как сказал её премьер-министр, здесь имеется серьёзный экономический потенциал, будут привлекаться их подрядчики к проекту. Для Сербии это капиталоёмкий процесс и в определённой степени большой импульс к развитию национальной экономики. Ну и Сербия станет одним из ключевых участников проекта.

Здесь важно заметить, хотя у нас всё прекрасно на политическом поле с Сербией, но гипотетически, если будет что-то не так, какой-то негативный сценарий, то Сербия может стать той же Украиной. Полного избавления от транзитных рисков не гарантирует никто. Полное их отсутствие у нас только с Китаем, потому что прямая поставка, через общую границу. А там, где в трубопроводной системе участвует пул стран, кто ближе к нам, те в более выгодных условиях, кто дальше, тот в менее выгодных, но для нас риски есть всегда.

В целом проект может встретить на пути реализации и работы ряд трудностей. Безусловно, будет мешать в плане окупаемости проекта «Южный поток» третий энергетический пакет, потому что если эти правила будут продолжать применяться в том виде, в котором они есть: резервация мощностей до 50% у сторонних производителей газа, которых по большому счёту нет, — это эфемерно. Это получается простой трубы 63 млрд кубов — а больше половины надо держать пустыми по правилам Третьего энергопакета. Газпром может прокачивать там только на половину мощности. Это говорит о том, что сроки окупаемости существенно возрастают. И рентабельность проекта соответственно снижается. И этот момент влияет на потенциальных инвесторов и в целом на коммерческую составляющую проекта. Кроме этого, из сложностей я могу назвать то, что проект ведь будет строиться параллельными нитками, то есть не сразу, а постепенно. И тут надо понимать, что будут инфляционные риски, так как проект не одного дня, а нескольких лет, поэтому его смета будет продолжать расти. Это тоже не совсем позитивный сигнал.

Автор: Алёна Баянова

Источник: Однако, 25.11.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики