Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Место России в мировой энергетике – обеспечение Китая

Место России в мировой энергетике – обеспечение Китая

В ближайшие годы РФ придется удовлетворять потребности КНР, переориентируя маршруты нефтяных поставок

Согласно докладу «Мировая энергетика-2013» (WEO-2013), Китай вскоре станет крупнейшим импортером нефти, а Индия – крупнейшим импортером угля. Именно эти страны будут влиять на поставщиков энергоресурсов, уверены эксперты Международного энергетического агентства. Между тем России будет весьма непросто выполнить взятые на себя обязательства, учитывая, что добыча нефти в стране в лучшем случае стабилизируется, если не начнет снижаться.
«Сектор энергетики переживает переходный период: импортеры становятся экспортерами, а экспортеры становятся крупными центрами потребления. Центр тяжести в потреблении энергии решительно перемещается в развивающиеся страны, в частности в Китай, Индию и страны Ближнего Востока, которые на треть повышают мировой спрос на энергию», – сказала вчера исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Мария ван дер Ховен. По мнению экспертов МЭА, Китай вскоре станет крупнейшим импортером нефти, а Индия – крупнейшим импортером угля. США за счет сланцевой нефти и Бразилия (глубоководные месторождения) будут наращивать добычу до 2020 года. В начале 2020-х  США будут уверенно двигаться к энергетической самодостаточности. При этом роль Ближнего Востока в долгосрочной перспективе будет расти. Все эти изменения переориентируют основные торговые потоки энергоносителей от Атлантического бассейна в Азиатский регион.
При этом немаловажна роль Ирана, который на время был выключен из мировой системы торговли углеводородами. Однако, по итогам недавних переговоров, он вполне может вновь занять свою нишу.
   
«Оценивать влияние достигнутых в Женеве договоренностей относительно ядерной программы Ирана на рынок нефти слишком рано. Но если санкции и будут сняты, Иран вряд ли сможет быстро восстановить свое положение на мировом энергетическом рынке, – считает Мария ван дер Ховен. – Даже если санкции в области экспорта нефти отменят, Иран вряд ли сможет в краткие сроки вернуться на уровни, которые были до санкций». С этим мнением согласился и глава Минэнерго РФ Александр Новак, который отметил, что сейчас трудно говорить о конкретных цифрах.
Напомним, что по результатам достигнутых договоренностей США разморозили активы Тегерана на 8 млрд долл. в обмен на приостановку работ по обогащению урана. США и ЕС обязуются приостановить действия санкций в отношении экспорта иранских нефтепродуктов и в отношении сопутствующих продаже нефти услуг (страхование, транспортировка, финансовые услуги). Окончательно соглашения по ядерной программе планируется подписать в течение ближайших 6–12 месяцев, по результатам чего ограничения на экспорт иранской нефти будут сняты.
По мнению старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, Россия найдет место в новой энергетической карте, так как располагает солидными разведанными запасами и нефти, и газа, и угля. «Если спрос на энергоносители со стороны Китая действительно будет нарастать темпами, схожими с прогнозными, Россия способна увеличить поставки в данном направлении в 1,5–2 раза. А если к 2020 году появятся альтернативные способы транспортировки (новые ветки трубопровода и пр.), можно будет говорить о расширении сотрудничества, – считает она. – Цены на энергоносители при этом вряд ли серьезно изменятся при стоимости нефти в границах 98–120 долларов за баррель».

В свою очередь, содиректор аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что рост потребления энергоресурсов странами АТР должен положительно сказаться на российских компаниях. «Близость России к странам АТР дает возможность увеличения прямых поставок туда. Это позитивно отразится в первую очередь на крупных компаниях, аффилированных с государством, таких как «Роснефть», и потенциально «Газпром нефть», которые заключают долгосрочные контракты на поставку нефти на уровне госкомпаний и реализацию совместных проектов в странах присутствия, – полагает он. – В качестве примера можно привести соглашение «Роснефти» и CNPC на поставку 360 миллионов тонн нефти в течение 25 лет».
Между тем руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отмечает, что риски для России – прежде всего в выполнении контрактных обязательств с Китаем. «Может быть, придется диверсифицировать маршрут поставок нефти с западного направления на восточное, – продолжает эксперт. – К тому же «Роснефть» все с большей осторожностью относится к прогнозам по собственной добыче. В ближайшие годы добыча у нее расти не будет и в лучшем случае стабилизируется. Тогда как поставки в КНР должны резко возрасти». По мнению Пасечника, фактор Ирана не будет играть большой роли. «Страны ОПЕК заинтересованы в стабилизации комфортных для себя цен и не допустят их разбалансировки, – полагает он. – Оптимально – 100–110 долларов за баррель  до 2020 года». 

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 26.11.2013  
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики