Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС угрожает «Южному потоку» Третьим энергопакетом

ЕС угрожает «Южному потоку» Третьим энергопакетом

Евросоюз может отказаться от «Южного потока», который должен снизить зависимость России от транзита газа через Украину, если проект не будет соответствовать европейскому энергетическому законодательству. Кроме того, ЕС требует от стран — партнеров «Газпрома» по проекту пересмотреть заключенные соглашения. Так Брюссель ответил на судебные претензии Москвы по поводу Третьего энергетического пакета.

Европа категорически заявляет, что российский газопровод «Южный поток» должен подчиниться европейским законам в сфере энергетики, иначе работать он не сможет.

«Могу сказать открыто и откровенно, что «Южный поток» не будет действовать на территории Европейского союза, если не будет соответствовать законам ЕС», — заявил чиновник энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт. По его словам, согласование может занять несколько лет.

Газопровод «Южный поток» призван снизить зависимость России от транзита через украинскую территорию. Труба пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» под Анапой в болгарский порт Варна. Далее он должен быть разделен на две ветви, которые проложат через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

Изначально проект реализовался на паритетных началах «Газпромом» и итальянской Eni. Сейчас «Газпрому» принадлежит 50% проекта, Eni владеет 20%, и по 15% принадлежат французской EDF и германской Wintershall (структура BASF). Пропускная способность трубопровода должна составить 63 млрд кубометров газа в год. Всего планируется прокладка четырех ниток мощностью около 15,75 млрд кубометров каждая. Строительство трубы началось в декабре 2012 года, запуск проекта, по словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, намечен на 2017 год. Объем инвестиций в проект изначально был запланирован на уровне 16 млрд евро.

Однако общая сумма инвестиций может оказаться значительно больше: в конце января 2012 года Миллер заявил, что еще около 500 млрд руб. потребует строительство трубопроводов, соединяющих газотранспортную систему России с собственно трубой «Южного потока».

Основным энергетическим законом Евросоюза является так называемый Третий энергопакет, который должен способствовать либерализации рынков газа и электроэнергии. В частности, он запрещает одной и той же компании одновременно являться их поставщиком и владеть распределительными сетями и газопроводами. Страны — участницы Евросоюза должны были ввести положения ТЭП на своей территории еще в 2011 году, однако до сих пор это сделали далеко не все.

Россия неоднократно заявляла, что Третий энергопакет направлен против нее, и пыталась вывести из-под действия норм ТЭП «Южный поток». В среду глава российского МЭР Алексей Улюкаев заявил, что Москва готовит иски к ЕС по поводу Третьего энергопакета.

На данный момент переговоры России и Евросоюза по поводу «Южного потока» продолжаются, в среду в Брюсселе состоялась конференция, посвященная проекту. В «Газпроме» от комментариев отказались, однако источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru», что на сегодняшний день ЕС никаких конкретных требований по «Южному потоку» не выставил. «Они требуют, чтобы проект соответствовал законам, но, что конкретно подразумевается, не уточняют», — говорит собеседник издания.

Другой источник отмечает, что формально «Южный поток» укладывается в требования Третьего энергопакета. По словам источника, транспортировкой газа будут заниматься совместные предприятия «Газпрома» и компаний из тех стран, через территорию которых будет проходить труба. «Но собственниками газа эти СП являться не будут», — указывает источник.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что «Газпром» нашел и еще одну «лазейку», позволяющую обойти положения Третьего энергопакета. Дело в том, что каждая страна может предоставить тому или иному проекту исключительное положение, выведя его из-под действия ТЭП, — для этого должно быть оформлено соответствующее межправительственное соглашение.

Впрочем, Брюссель уже заявил, что и существующие двусторонние соглашения по «Южному потоку», которые с «Газпромом» заключили Австрия, Венгрия, Болгария, Греция, Словения, Хорватия и Сербия, нарушают законодательство ЕС и Еврокомиссия ожидает их пересмотра. Об этом заявила в четверг пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера Марлен Хольцнер. ЕК призывает европейские страны не исполнять двусторонние соглашения, если РФ не согласится их пересматривать. При этом, по словам Хольцнер, комиссия не добивается остановки реализации проекта.

Хольцнер заявила, что трубопровод должен быть доступен для третьих сторон, то есть энергетических компаний из ФРГ, Франции и других стран. Кроме того, тарифы на прокачку будет устанавливать «Газпром», в то время как согласно законодательству Евросоюза их должен предлагать независимый управляющий и утверждать регулятор ЕС. По словам Хольцнер, в августе уже прошли первые консультации с заинтересованными странами — членами ЕС по данному вопросу.

По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, требования по допуску третьих сторон выполнить довольно просто. «Для этого «Газпрому» достаточно продать половину объемов в Варне (ЕС требует именно половину мощностей «Южного потока»), газ сменит собственника, и условие будет соблюдено», — отмечает эксперт.

«Но Евросоюз пытается перекрыть «Газпрому» все возможности, так как ЕС в принципе против «Южного потока», — комментирует ситуацию Симонов. — Поставки российского газа с южного направления не укладываются в стратегию ЕС по диверсификации поставок. Европа хочет видеть на этом направлении другого поставщика, в частности Азербайджан».

Кстати, что касается Азербайджана — Евросоюз одобрил покупку азербайджанской SOCAR греческой газотранспортной компании DESFA, что в нормы Третьего энергопакета не укладывается.

Азербайджанский газ должен пойти по газопроводу ТАР (Трансадриатический газопровод), который предполагает поставки из Каспийского региона через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии, а затем в Западную Европу — в обход России. Кроме того, существует проект газопровода TANAP (Трансанатолийский), по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз должен поступать в Европу через Турцию.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 05.12.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики