Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Внешнеполитическая ориентация Украины будет зависеть от действий России

Внешнеполитическая ориентация Украины будет зависеть от действий России

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Политические итоги года: как складываются отношения России с ближайшими соседями?» Её участники считают, что вектор внешней политики Украины будет зависеть от позиции российских властей: если никаких мер для развития достигнутого успеха не будет предпринято, то Украина рискует снова оказаться под влиянием Запада.

Конец 2013 года ознаменовался серьёзным обострением политической ситуации на Украине после решения властей республики приостановить вступление в ассоциированное членство в ЕС. Замораживание процесса евроинтеграции привело к массовым акциям протеста на Украине и получило негативную оценку со стороны европейских властей. В то же время, Россия оказала поддержку «братскому народу», инвестировав $15 млрд в украинские облигации и предоставив стране скидку на природный газ. Участники организованной «ФИНАМом» конференции положительно оценивают достигнутые договорённости.

Соглашение между Россией и  Украиной является взаимовыгодным, говорит директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов: «Давайте просто смоделируем худший сценарий. Москва рвёт связи с Украиной. Та подписывает Соглашение о ЗСТ (зоне свободной торговли – прим. “ФИНАМа”) с Европой, которое ведёт к практически полной деиндустриализации страны и закрытию предприятий-гигантов на самых границах с Россией. Украина – банкрот, поставки российского газа на эту территорию практически полностью останавливается. <…> А на границах с Россией появляются сотни тысяч голодных безработных людей, которые, конечно же, ринутся в восточном направлении. Я уж не говорю о том, что внешняя политика Украины, направленная исключительно на Запад, рано или поздно приведет её в НАТО, после чего Россия получает катастрофическую брешь в системе национальной обороны <…> Сейчас данный сценарий на время отложен, и Москва получила время для переформатирования своих подходов относительно Украины».

Оценка итогов московской встречи зависит от того, что было прописано в недоступной СМИ части подписанных соглашений, утверждает директор ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Впрочем, руководитель аналитического департамента «Группы ИМА» Ирина Цурина сомневается в том, что были какие-то тайные договорённости: «При вероятном уходе Януковича их легитимность будет невелика, и, если таковые есть, они, скорее всего, будут дезавуированы новой властью. Шаг России, скорее, именно геополитический, то есть демонстрация миру (прежде всего, Западу), что для России Украина – это очень серьёзно».

Оказание финансовой помощи Киеву стратегически не разрешит проблемы в экономике Украины, но даёт президенту Януковичу «передышку», считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник: «Удешевление российского газа позволяет говорить пусть не о возрождении, но, по крайней мере, о поднятии рентабельности для энергоёмких отраслей – металлургии, угледобычи и т.д. Это уже сигнал к оздоровлению реального сектора республиканской экономики, причем бюджетоформирующего».

Получение помощи от России не означает отказа Украины от евроинтеграции, уверены эксперты. «Украина показала желание усидеть сразу на нескольких стульях, причём, в идеале на трёх – включая Китай», – уверена эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко. Но в перспективе Украине не удастся усидеть на двух стульях, хотя сейчас им этого очень хочется,  считает г-жа Цурина: «Пытаться они будут до тех пор, пока им будут позволять это делать Европа и Россия».

Сейчас на время Россия застолбила Украину, как минимум, предотвратив некоторые необратимые процессы по уходу важного для себя партнера на Запад, уверен г-н Корнилов: «Дальше практически всё зависит от России. Если снова ничего не будет предпринято на гуманитарном, идеологическом, информационном направлениях, если снова Москва решит, что дело сделано (за последние годы такое бывало не раз), то, возможно, эти вложения и не окупятся».

Источник: Finam.info, 23.12.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики