Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетика Северного Кавказа катится в пропасть

Энергетика Северного Кавказа катится в пропасть

Электроэнергетика Северного Кавказа переживает худшие времена за всю историю. Задолженность за электричество в прошлом году достигла рекордной отметки почти в 24 млрд руб., что составляет половину общего долга по стране. При этом ситуация заметно ухудшилась в последние два года, после того как в Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Северного Кавказа сменилась команда. Новое руководство оказалось не способно выстраивать отношения с многочисленными посредниками, минимизировать потери при передаче электроэнергии, бороться с неплатежами, являющимися главным бичом местной энергетики.

На декабрьском заседании правительственной комиссии по проблемам топливно-энергетического комплекса Северного Кавказа премьер Дмитрий Медведев заметил, что в настоящее время энергетика региона переживает худшие времена и, по сути, катится в пропасть. Долги республик за электроэнергию достигли в прошлом году рекордной отметки – почти 24 млрд руб. При этом настораживают тенденции именно последних двух лет. По данным исследования Фонда национальной энергетической безопасности, задолженность за электроэнергию с 2011 года увеличилась на 9,5 млрд руб. Оборотные активы, даже без учета оценки их ликвидности, позволяют покрыть лишь 40% краткосрочных обязательств компании. Обязательства МРСК практически вдвое превышают ее собственный капитал. Потери при передаче электроэнергии в распределительных сетевых компаниях в зависимости от региона составляют от 17 до 49%.

За последние два года платежная дисциплина неуклонно падает. 80% совокупного долга приходится на гарантирующих поставщиков Дагестана и Чечни. Почти все сбытовые компании находятся в предбанкротном состоянии. Все это привело к дефициту средств в Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Северного Кавказа, которая почти на 100% эксплуатирует электросетевой комплекс региона. Масштаб проблем настолько велик, что в некоторых подразделениях МРСК задерживается выплата заработной платы сотрудникам. Проблем такого уровня ни в одном другом регионе не наблюдается.

Ситуация, по мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, близка к коллапсу. Он уверен, что если существующее положение дел не изменится, вероятность перехода МРСК Северного Кавказа в предбанкротное состояние высока. Причем поручения по урегулированию проблемы неплатежей давали лично и президент Владимир Путин, и премьер Дмитрий Медведев, но, как говорится, воз и ныне там.

А ведь еще совсем недавно дела были не так плохи. Пик платежей пришелся на 2010 год – в этом периоде Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия полностью оплатили потребленную энергию и даже частично погасили предыдущие долги, а в Чеченской Республике оплата составила 77%. 2010 год компания закончила с прибылью 520 млн руб. Но в 2011 году в МРСК сменилось руководство, и в последующие годы долги стали расти как снежный ком. Как всегда, здесь трудно выделить какую-то одну причину, объясняющую возникшие проблемы. Это и ошибки в управлении нового руководства, и неумение выстроить отношения с региональными элитами, и затягивание реализации проектов, которые были начаты еще до 2011 года. Например, программы бесплатной установки потребителям (за счет средств федерального бюджета) счетчиков с дистанционным съемом показаний. Начиная с 2011 года МРСК Северного Кавказа ежегодно фиксирует убытки.

«Для выравнивания ситуации в электроэнергетике Северного Кавказа необходимо предпринять целый ряд серьезных мер, – считает Константин Симонов, – среди которых консолидация сетевого комплекса, исключение перепродавцов из цепочки платежей, развитие систем учета, совершенствование законодательства, координация действий сетевых и сбытовых компаний, реализация программы санации компаний и реструктуризации задолженности, консервативная финансовая политика и финансовый и операционный контроль над компаниями из федерального Центра».

Какие-то из этих мероприятий сейчас реализуются, но большая часть – нет. В качестве примера отсутствия в компании системного подхода к управлению фонд приводит факт выплаты дивидендов в МРСК Северного Кавказа при дефиците денежных средств даже на текущие расходы.           

МРСК Северного Кавказа

Потребление электроэнергии субъектами СКФО составляет 23 млрд кВт-ч, что около 2,2% от электропотребления всей России. Около 40% потребления приходится на Ставропольский край, 24% – на Дагестан. Остальные субъекты суммарно потребляют 36%. С учетом того, что население округа составляет 7% населения России, удельное потребление электроэнергии на душу населения в три раза ниже среднего по стране. СКФО характерен высоким уровнем потерь в распределительных сетевых компаниях в зависимости от региона от 17 до 49%.

Автор: Сергей Никаноров

Источник: Независимая газета, 22.01.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики