Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кризис на Украине актуализировал стратегический статус «Южного потока»

Кризис на Украине актуализировал стратегический статус «Южного потока»

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

28 января Владимир Путин на саммите ЕС пояснил, что кредитная линия для Киева пересматриваться не будет в связи с уходом премьера Украины Азарова.

Решение по кредиту в $ 15 млрд, как известно, принималось в ходе декабрьских энергетических переговоров Путин-Янукович. Это финансирование было оформлено в пакете с дисконтом на поставляемый российский газ, и оно не единовременное, а разбито на транши (что, в определенной степени, позволяет балансировать кредитору – выплаты могут быть приостановлены при форс-мажоре). От Украины пока не последовало конкретных встречных шагов, по крайней мере, их встречные преференции для России пока не озвучены, но их логично ожидать. Речь идет, прежде всего, о процедуре передачи газотранспортной системы Украины под контроль Газпрома. Правда, отмечены некоторые подвижки со стороны Киева в так называемой «реверсной» политике газоснабжения, очень сомнительной и вызывающей раздражение Газпрома – с января «реверсные» поставки газа не фиксируются. Кроме того, киевские чиновники говорят и о возможном снижении транзитных тарифов для российского концерна на прокачку газа, уточняя, что не ранее чем через год возможны обсуждения этого вопроса.

В целом риски высоки, но страховка РФ в следующем. Во-первых, газовый контракт. Он долгосрочный, однако же, пересмотр ценников за газ согласуется и подписывается поквартально в приложениях к основному документу. Это очень важный аспект. В случае саботажа контрагента цены на газ для Украины снова могут стать выше, так как дисконт на топливо РФ юридически вправе отменить.

Во-вторых, уход Азарова это не уход Януковича. Но и он уже едва ли способен теперь восстановить свой «домайдановский» политический вес.

А при самых недружественных сценариях РФ может и вовсе прекратить выплачивать «транши поддержки», требовать возврата кредита и т.д.

Что касается транзита. Ход истории доказывает, что строящийся обходной проект доставки газа в ЕС – «Южный поток» – отнюдь не лишний и избыточный, как заявляли некоторые эксперты, ссылаясь на его дороговизну и скромные темпы роста газопотребления в Старом Свете. Теперь же логично заключить, что политкризис на Украине высоко актуализировал стратегический статус российской газомагистрали «Южный поток».

Источник: Центр энергетической экпертизы, 29.01.2014 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики