Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полярные взгляды

Полярные взгляды

Власти заказали исследования арктических кладовых, которые России пока даже не принадлежат

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) объявило конкурс на оценку перспектив нефтегазоносности российского континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в рамках готовящейся заявки в комиссию по границам континентального шельфа при ООН. Максимальная стоимость контракта – 944 миллиона рублей. При этом международный спор о территориальной принадлежности арктического шельфа в ООН даже не разрешен. По оценкам экспертов, вопреки претензиям Кремля на обладание арктическими кладовыми, как минимум в ближайшие годы Россия не сможет начать извлечение углеводородов из-под арктической «шапки». Прежде всего по причине необходимости колоссальных инвестиций, отсутствия технологий, а также ввиду неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры.

Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ранее ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Но если ученым удастся доказать, что эти хребты – продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку там ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд. тонн условного топлива. «В соответствии с результатами исследований материковая окраина РФ в Арктике включает в себя шельф, охватывающий хребет Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России», – заявляли ранее в МИД РФ. В середине ноября 2013 года подкомиссия ООН признала анклав площадью 52 тыс. кв. км в срединной части Охотского моря частью российского континентального шельфа. В феврале 2014 года выводы подкомиссии будут рассмотрены Комиссией ООН.

Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. При этом Канада, Дания, Норвегия, Россия и США обладают правами на 200-мильную исключительную экономическую зону у своих берегов. После ратификации Конвенции ООН по морскому праву (США не подписали конвенцию) странам-участницам был предоставлен десятилетний период на предъявление требований по дополнительному расширению границ континентального шельфа своей страны. В декабре 2013 года Канада подала в ООН заявку на увеличение своих территорий в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. кв. км (включая хребет Ломоносова). Аналогичная заявка России в ООН, по данным МИД РФ, практически готова.

Эксперты отмечают, что претензии России на арктический шельф пока что выглядят не более чем бутафорией. «Это в лучшем случае задел на будущее. В ближайшие годы никакой отдачи не будет. Тем более что ООН пока не приняла решения по российской заявке. Не ясен и состав участников, равно как и есть ли там ресурсы, добыча которых может окупиться. Во многом ситуация с целесообразностью разработки арктических недр будет зависеть от мировой экономической конъюнктуры, которая пока что довольно пессимистична», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Объем инвестиций, нужных для освоения арктического шельфа России, по оценке Минэнерго составляет до 500 млрд. долларов до 2050 года. Согласно планам правительства, уже к 2030 году более четверти нефти Россия должна добывать на шельфах, прежде всего за Полярным кругом. По оценкам специалистов, в российском арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа. Однако ни технологических, ни финансовых предпосылок к их добыче в условиях падающей российской экономики пока не существует. «Примечательно, что недавно государство отказалось от софинансирования исследовательских работ на шельфе, предоставив это самим компаниям-претендентам на разработку ресурсов Арктики. В то же время куда более реалистичными выглядят планы по вложению в разработки трудноизвлекаемых запасов сырья на континенте, например, в той же Восточной Сибири», – отметил г-н Пасечник. Ключевые морские проекты, как Штокмановское газовое месторождение и Приразломное нефтяное месторождение, оказались чрезвычайно сложными.

«Пока далеко не очевидно, есть ли там вообще нефть и газ. Что касается заявки по Северному Ледовитому океану, то тут вопрос остается открытым – велики шансы Канады получить себе этот шельф. Хотя конкурс мы уже объявили и даже нашли деньги под эту затею в нашем проблемном бюджете», – сказал «НИ» аналитик международной инвестиционной компании Василий Якимкин.

«У нас серьезный инженерно-технический провал для разработки нефтегазопродуктов в этом регионе. Арктика, несмотря на тот факт, что теряет ежегодно ледяной покров, требует оборудования и материалов как металлического, так и композитного происхождения, подготовленных к экстремальным перепадам температур. К тому же стоимость сырья, добытого в Арктике, в сравнении с континентальным будет значительно выше», – отметил в беседе с «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Автор: Сергей Путилов

Источник: Новые Известия, 30.01.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики