Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сейчас не лучшее время для ЕС ссориться с Газпромом

Сейчас не лучшее время для ЕС ссориться с Газпромом

Алексей Гривач, заместитель генерального директора ФНЭБ по газовым проектам:

Процесс в отношении Газпрома начался в рамках мандата нынешней Еврокомиссии. Я до сих пор придерживаюсь мнения, что сейчас не лучшее время для ЕС ссориться с Газпромом. Выдвижение же серьезных антимонопольных претензий с какими-либо финансовыми санкциями будет означать именно ссору. Напомню, что сейчас и на ближайшую перспективу Газпром – стабильный источник поставок газа в ЕС, который не падает, способен увеличивать поставки в зависимости от пиковой необходимости и вообще выполнять свои обязательства по поставкам в полном объеме. Вышло так, что сейчас в Европе рубят сук, на котором сидят. Правда, рубить они его начали, когда ситуация с источниками газа была лучше. Тогда наблюдалась некоторая эйфория по причине прихода большого количества СПГ из США. Избыточное предложение на фоне падения спроса в период кризиса в еврозоне. Теперь, когда падение спроса прекратилось, а лишняя часть СПГ, предназначавшаяся Европе, ушла в Азию, выяснилось, что российский газ не просто нужен (это никогда не оспаривалось), но и является важнейшим источником компенсации проблем с поставками из других стран – Норвегии и Алжира. Это доказывает прошлогодний рост поставок газа из России в Европу.

Для Газпрома рынок Европы был и остается основным полем деятельности. Проблемы не нужны ни Газпрому как поставщику, ни Европе как потребителю. Ведь Еврокомиссия не несет никакой ответственности за газоснабжение, и они могут себе позволить такие PR-акции. Думаю, что каких-то резких шагов они сейчас не хотят предпринимать, исходя из неблагоприятной конъюнктуры для такой масштабной атаки.

Кстати, они обещали закончить это расследование и выдвинуть претензии еще осенью 2013-го, потом в конце прошлого года, потом говорили о завершении I квартала. Теперь речь идет уже о намерениях покончить с этим делом то ли во втором квартале, то ли до конца срока полномочий Хоакина Альмуния. При этом переговоры о том, чтобы мирно выйти из этой ситуации с сохранением лица обеими сторонами, все еще идут.

Допускаю, что информация из офиса господина Альмуния вызвана скорым истечением срока его полномочий. Ему ведь надо будет как-то трудоустраиваться после окончания мандата. Поэтому он демонстрирует такую решимость к активным действиям, пытаясь представить себя в выгодном свете. Европе в свою очередь выгодно иметь такой козырь в рукаве на переговорах с Россией, как антимонопольное расследование против Газпрома. Этакий рояль в кустах в энергетической политике Брюсселя. Но опять же, на мой взгляд, сейчас они не будут им пользоваться в полной мере.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 04.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики