Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия-Иран: нефть в обмен на железные дороги?

Россия-Иран: нефть в обмен на железные дороги?

Министр экономического развития России собирается в Иран. Как сообщил сам Алексей Улюкаев, в ходе визита, который должен состояться в конце апреля, будет обсуждаться широкий круг торгово-экономических вопросов. Некоторые пункты повестки дня уже известны — это сотрудничество в области торговли нефтью и в инфраструктурных проектах

Как сообщило иранское информационное агентство Fars со ссылкой на посла России в Тегеране Левана Джагаряна, Алексей Улюкаев привезёт в Исламскую Республику предложение по бартерной сделке «нефть в обмен на строительство железных дорог». Как заявлял посол Ирана в России Мехди Санаи, Тегерану нужны рельсы для сотен километров железных дорог, страна также нуждается в электрификации своих железнодорожных магистралей, и Россия вполне могла бы помочь в этом. Кроме того, Иран планирует соединить свою железнодорожную сеть с российской через Армению. Есть планы по прокладке магистралей в Афганистан и Ирак. Так что «Российским железным дорогам» будет где развернуться, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Россия получает возможность продавать свои товары, а также участвовать в строительстве железных дорог, зарабатывая на этом деньги. „Российские железные дороги“ довольно активно пытаются принимать участие в строительстве дорог за рубежом, это может приносить неплохую прибыль. А Иран надеется, что Россия будет покупать у него нефть по комфортным ценам».

Ранее СМИ сообщали о том, что Россия и Иран договариваются о крупной бартерной сделке «иранская нефть в обмен на российские товары». Ее сумма могла бы составить полтора миллиарда долларов в месяц. Однако Вашингтон вновь пригрозил санкциями Тегерану: американцы опасаются, что в результате этой сделки в Иран может попасть оборудование, которое поставит под угрозу недавние договорённости по ядерной программе. А в случае «железнодорожного бартера» эти возражения, как ожидается, будут сняты. Что же касается иранской нефти, то Россия сможет ее реэкспортировать, страхуя тем самым свои риски, связанные с возможным снижением цен на мировом рынке. Так что, если сторонам удастся договориться, подобная сделка будет весьма выгодна, говорит эксперт Института Ближнего Востока — Николай Кожанов.

«Сделка позволит перевести в практическую сферу дискуссии о необходимости налаживания сотрудничества между двумя странами. Из участия в ней исключается финансовый сектор, который традиционно боялся предоставлять финансовое обеспечение сделок между иранскими и российскими бизнесменами, опасаясь, что со стороны США и ЕС будут приняты меры санкционного характера. Сделка позволит обозначить российское присутствие в Иране, который в случае полного снятия санкций будет вновь открыт для западных компаний».

Известно, что в Иран хотят вернуться российские ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», которые уже работали в стране, но были вынуждены уйти под давлением санкций. А гигантские запасы газа в Иране могут заинтересовать «Газпром» и тем самым улучшить свои позиции на ключевом — европейском рынке.

Иран в свою очередь заинтересован в поставках российского зерна и совместных проектах в автомобилестроении. Возможно, во время визита Улюкаева в Тегеран будет обсуждаться и такой знаковый для обеих стран проект, как Бушерская АЭС. Сейчас стороны договариваются о строительстве второго энергоблока. Первый был сдан российскими атомщиками осенью прошлого года.

Автор: Леонид Гурьянов

Источник: Голос России, 13.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики