Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

«ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

ФАС не будет признавать доминирующее положение компании, если ее доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Ведомство внесло соответствующие поправки в закон о конкуренции. Кроме того, антимонопольные требования теперь будут распространяться на торги. О том, всегда ли претензии ФАС обоснованы, рассуждает политолог Константин Симонов.

На этой неделе со мной произошла прелюбопытнейшая история. На сайте Федеральной антимонопольной службы появилось сообщение, что мне направлено предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Предостережение, правда, я не получил, но на сайте написаны детали. Оказывается, дело в моих комментариях о том, что рост налогов на нефтяную отрасль приведет к увеличению цен на бензин. Комментарии эти признаны ФАС необоснованными и опасными – могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к росту цен на них.

Так вот оно что! Оказывается, удорожание бензина происходит не из-за роста издержек нефтяников по вине государства. И не из-за того, что ФАС не слишком энергично занимается борьбой с олигополией на бензиновом рынке. А потому, что эксперты делают прогнозы, пугающие население. Хотя прогноз мой довольно очевиден: если вы увеличиваете налоги на отрасль, она пытается найти компенсацию, что вообще вполне логично.

ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах. Скажем, стоит найти экспертов, прогнозирующих дальнейшее ослабление рубля — и вуаля, вот вам готовая причина неурядиц на валютном рынке. А как же? Люди услышали прогноз и побежали скупать доллары. ЦБ тут ни при чем. Куда ему против экспертных прогнозов? 

Вместо стремления услышать экспертов правительство зачем-то видит в них своих врагов. Да еще и пытается запретить им заниматься своими прямыми обязанностями – анализировать ситуацию и делиться результатами размышлений с общественностью. А ведь Дмитрий Анатольевич Медведев был большим любителем открытых правительств и прочих облачных технологии. А тут не успеешь оглянуться, а тебя уже с облака стащили и обвинили во всех смертных грехах.

Иногда кажется, что подчиненные премьера воспринимают его игры как временную блажь, которую надо перетерпеть. А реальное отношение к внешней интеллектуальной среде мы видим в таких вот предписаниях. Вот была идея общественных советов при министерствах – формально ее выполнили, в качестве назначенных оппонентов засунув туда либеральных журналистов, играющих в зубастых критиков. В результате Путину пришлось в последнем послании призывать изменить ситуацию, когда эти советы являются формальным придатком и декоративной структурой.

Вот и выходит странная история. Правительство активно просит экспертов ему помочь. А потом сразу же обижается и пугает предписаниями, прося почаще держать рот на замке. Правда, виноватый у правительства всегда под рукой. Так что, может, в этом и была задумка.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики