Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

«ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

ФАС не будет признавать доминирующее положение компании, если ее доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Ведомство внесло соответствующие поправки в закон о конкуренции. Кроме того, антимонопольные требования теперь будут распространяться на торги. О том, всегда ли претензии ФАС обоснованы, рассуждает политолог Константин Симонов.

На этой неделе со мной произошла прелюбопытнейшая история. На сайте Федеральной антимонопольной службы появилось сообщение, что мне направлено предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Предостережение, правда, я не получил, но на сайте написаны детали. Оказывается, дело в моих комментариях о том, что рост налогов на нефтяную отрасль приведет к увеличению цен на бензин. Комментарии эти признаны ФАС необоснованными и опасными – могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к росту цен на них.

Так вот оно что! Оказывается, удорожание бензина происходит не из-за роста издержек нефтяников по вине государства. И не из-за того, что ФАС не слишком энергично занимается борьбой с олигополией на бензиновом рынке. А потому, что эксперты делают прогнозы, пугающие население. Хотя прогноз мой довольно очевиден: если вы увеличиваете налоги на отрасль, она пытается найти компенсацию, что вообще вполне логично.

ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах. Скажем, стоит найти экспертов, прогнозирующих дальнейшее ослабление рубля — и вуаля, вот вам готовая причина неурядиц на валютном рынке. А как же? Люди услышали прогноз и побежали скупать доллары. ЦБ тут ни при чем. Куда ему против экспертных прогнозов? 

Вместо стремления услышать экспертов правительство зачем-то видит в них своих врагов. Да еще и пытается запретить им заниматься своими прямыми обязанностями – анализировать ситуацию и делиться результатами размышлений с общественностью. А ведь Дмитрий Анатольевич Медведев был большим любителем открытых правительств и прочих облачных технологии. А тут не успеешь оглянуться, а тебя уже с облака стащили и обвинили во всех смертных грехах.

Иногда кажется, что подчиненные премьера воспринимают его игры как временную блажь, которую надо перетерпеть. А реальное отношение к внешней интеллектуальной среде мы видим в таких вот предписаниях. Вот была идея общественных советов при министерствах – формально ее выполнили, в качестве назначенных оппонентов засунув туда либеральных журналистов, играющих в зубастых критиков. В результате Путину пришлось в последнем послании призывать изменить ситуацию, когда эти советы являются формальным придатком и декоративной структурой.

Вот и выходит странная история. Правительство активно просит экспертов ему помочь. А потом сразу же обижается и пугает предписаниями, прося почаще держать рот на замке. Правда, виноватый у правительства всегда под рукой. Так что, может, в этом и была задумка.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики