Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

«ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах» (аудио)

ФАС не будет признавать доминирующее положение компании, если ее доля на рынке определенного товара не превышает 35%. Ведомство внесло соответствующие поправки в закон о конкуренции. Кроме того, антимонопольные требования теперь будут распространяться на торги. О том, всегда ли претензии ФАС обоснованы, рассуждает политолог Константин Симонов.

На этой неделе со мной произошла прелюбопытнейшая история. На сайте Федеральной антимонопольной службы появилось сообщение, что мне направлено предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Предостережение, правда, я не получил, но на сайте написаны детали. Оказывается, дело в моих комментариях о том, что рост налогов на нефтяную отрасль приведет к увеличению цен на бензин. Комментарии эти признаны ФАС необоснованными и опасными – могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к росту цен на них.

Так вот оно что! Оказывается, удорожание бензина происходит не из-за роста издержек нефтяников по вине государства. И не из-за того, что ФАС не слишком энергично занимается борьбой с олигополией на бензиновом рынке. А потому, что эксперты делают прогнозы, пугающие население. Хотя прогноз мой довольно очевиден: если вы увеличиваете налоги на отрасль, она пытается найти компенсацию, что вообще вполне логично.

ФАС нашла прекрасный инструмент поиска виноватых в экономических проблемах. Скажем, стоит найти экспертов, прогнозирующих дальнейшее ослабление рубля — и вуаля, вот вам готовая причина неурядиц на валютном рынке. А как же? Люди услышали прогноз и побежали скупать доллары. ЦБ тут ни при чем. Куда ему против экспертных прогнозов? 

Вместо стремления услышать экспертов правительство зачем-то видит в них своих врагов. Да еще и пытается запретить им заниматься своими прямыми обязанностями – анализировать ситуацию и делиться результатами размышлений с общественностью. А ведь Дмитрий Анатольевич Медведев был большим любителем открытых правительств и прочих облачных технологии. А тут не успеешь оглянуться, а тебя уже с облака стащили и обвинили во всех смертных грехах.

Иногда кажется, что подчиненные премьера воспринимают его игры как временную блажь, которую надо перетерпеть. А реальное отношение к внешней интеллектуальной среде мы видим в таких вот предписаниях. Вот была идея общественных советов при министерствах – формально ее выполнили, в качестве назначенных оппонентов засунув туда либеральных журналистов, играющих в зубастых критиков. В результате Путину пришлось в последнем послании призывать изменить ситуацию, когда эти советы являются формальным придатком и декоративной структурой.

Вот и выходит странная история. Правительство активно просит экспертов ему помочь. А потом сразу же обижается и пугает предписаниями, прося почаще держать рот на замке. Правда, виноватый у правительства всегда под рукой. Так что, может, в этом и была задумка.

Источник: Коммерсантъ FM, 19.02.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики