Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Кризис — хорошее время для раздумий» (аудио)

«Кризис — хорошее время для раздумий» (аудио)

Украина может не вернуть России $3 млрд, заявил замглавы Минфина Сергей Сторчак. По его словам, есть небольшой риск непогашения еврооблигаций на эту сумму. О том, как политический кризис на Украине может сказаться на ее экономике и отношениях с торговыми партнерами, рассуждает политолог Константин Симонов.

Украина продолжает волновать наши умы. Важный вопрос: что делать России в этой ситуации? И я не про политику, а про экономику – ведь было столько планов. И Таможенный союз, и Единое экономическое пространство. Сейчас очень много советов на тему "Надо все равно помогать Украине, иначе она точно нас возненавидит". Логика простая — больше всех на Россию завязан как раз промышленный восток. И если ему не помочь, то потеряем союзника. Уйдет точно под дудочку Майдана.

Однако у такого подхода есть солидные изъяны. Украина являются унитарным государством, где деньги собираются в центр, а потом распределяются в виде трансфертов. Причем уже в иных пропорциях. Вы можете инвестировать в восток, а через систему перераспределения деньги будут уходить на запад... Что все же в логику российской политики не слишком вписывается. И второе – все экономические успехи Украины тут же будут приписываться европейскому выбору. Деньги с России с удовольствием возьмут, но спасибо скажу Брюсселю.

Конечно, не нужно заниматься местью. Нужно аккуратно, без эмоций показать, что такое экономизация отношений. Не запрещать ввоз товаров из Украины, а действовать тарифными мерами. Скажем, если в стиле Онищенко заявлять, что украинский шоколад опасен — это нас будет только дискредитировать. Также неверно закрывать таможенную границу. А вот говорить о том, что мы любим украинские товары, но убирать их с нашего рынка пошлинами — это разумный подход. И, между прочим, российские производители скажут за это спасибо. Многие украинские товары поставляются на российский рынок в ущерб отечественным производителям. Уникальность украинской промышленности, в которую не инвестировали 20 лет — это во многом миф, который активно пропагандируется евразийцами. Мы покупаем многие украинские товары из политических соображений. Украина может попробовать продавать свои трубы в Германию, вагоны во Францию, а шоколад — в Бельгию. Тогда она и узнает, что такое конкуренция.

Что касается газа, то он нужен любой экономике. Взять его Украина в нужных объемах может только в одном месте — в России. Соглашение конца прошлого года предполагает установление ежеквартальных цен. Опять же, не надо никакой политики. Можем просто вернуться к контракту от января 2009 года, где есть четка формула цены. Тем более что выход из тюрьмы Тимошенко означает, как ни крути, и признание Майданом легитимности газовых соглашений. Сидела-то в тюрьме Юля именно из-за них. Правда, по ним цена газа для Украины будет жесткой. Можно пойти по другому пути, вполне цивилизованному. Берем цену на газ в соседней Польше и вычитаем стоимость транзита через украинскую территорию. Будет примерно $350 за тысячу кубометров. Все же больше, чем нынешние $268 с половиной. Которых, кстати, нет в контракте – эта цена была установлена только на первый квартал, мы вполне можем ее пересмотреть. Опять же – ничего личного.

Кстати, Украина еще должна нам за газ $1,62 млрд. Хотя, видимо, это такая украинская модель — кидать всех своих партнеров. Вот совсем свежая история. Китай подал в Лондонский международный арбитражный суд иск к Украине на возмещение убытков на сумму $3 млрд. Деньги эти были предоставлены Государственной продовольственно-зерновой корпорации для закупки зерновых с целью дальнейшей их поставки в Китай. А получил Китай зерна на $153 млн.

Падение промпроизводства на Украине — 5% только за январь. Различные выплаты на 2014 год — под $20 млрд при резервах в $18 млрд. В общем, не надо быть большим экономистом, чтобы понять, что Украину ждут кризисные времена. А кризис — хорошее время для раздумий. В том числе и о политическом выборе.

Источник: Коммерсантъ FM, 26.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики