Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва недовольна «Газпромом»

Литва недовольна «Газпромом»

Новые условия поставок газа, предложенные «Газпромом» Литве, не устраивают Вильнюс. Литовский президент Даля Грибаускайте заявила, что снижения цены на срок три года недостаточно для того, чтобы литовская сторона отозвала иск, поданный против «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж. Литва пытается добиться эксклюзивных условий по объемам поставок, а это стоит денег, которые Вильнюс платить не хочет, считают эксперты.

Литва недовольна условиями поставок газа, которые ей предложил «Газпром». Об этом во вторник заявила президент страны Даля Грибаускайте. «Полученный нами документ в большой мере похож на меморандум годовой давности. Разница касается лишь цены на относительно короткий трехлетний период», — пояснила Грибаускайте. По ее словам, такой вариант для Литвы неприемлем, так как не гарантирует «другие условия». О каких именно условиях идет речь, президент не сообщила.

Не раскрывают этого и в «Газпроме». Официальный спикер компании Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что «Газпром» не комментирует ситуацию до окончания переговоров. Они меж тем пока продолжаются. По словам Дали Грибаускайте, она поручила премьер-министру «продолжить диалог».

Ранее глава правительства Литвы Альгирдас Буткявичус говорил, что речь может идти о скидке на газ в 20%.

Именно таковы преференциальные условия, предоставленные «Газпромом» Латвии и Эстонии. Учитывая объемы поставок российского газа в Литву — 2 млрд кубометров — и среднюю цену примерно в $500 за 1 тыс. кубометров (точные данные по ценам «Газпром» не раскрывает), снижение цены на 20% даст Вильнюсу экономию примерно в $200 млн в год.

Литва неоднократно заявляла, что платит за российский газ неоправданно много. По ее оценкам, переплата составила €1,5 млрд. В связи с этим Литва подала против «Газпрома» иск в Стокгольмский арбитраж. На это российская монополия заявила, что готова обсуждать «существенное снижение цены». Эксперты отрасли тогда сочли, что «Газпром» старается не допустить судебного разбирательства, так как если суд встанет на сторону истца, это фактически будет означать, что «Газпром» монопольно завышал цены (на сегодняшний день «Газпром» является единственным поставщиком в Литву). Ранее литовские власти заявляли, что, если удастся договориться с «Газпромом» о снижении цены «до разумного уровня», обращение в Стокгольмский арбитраж будет отозвано.

Однако во вторник Грибаускайте напомнила, что Литва успешно продолжает реализацию проекта строительства терминала сжиженного природного газа (СПГ) для получения газового сырья морем и в свете грядущей диверсификации поставок «на невыгодные условия соглашаться нельзя».

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что Литва хочет добиться от «Газпрома» эксклюзивных условий по объемам поставок.

«Учитывая свои планы по СПГ, Литва хочет добиться большей гибкости поставок, получить право отказываться от российского газа в случае, если закупка СПГ будет выгоднее, — поясняет эксперт. — Однако такая гибкость стоит денег, а Литва при этом хочет получить еще и скидку».

Гривач также отметил, что жесткая позиция Литвы может быть связана с антимонопольным расследованием, которое несколько лет назад возбудила в отношение «Газпрома» Европейская комиссия. Расследование, основанное на результатах обысков, проведенных еще в 2011 году в офисах «дочек» «Газпрома» и его европейских партнеров, идет по трем направлениям: разделение российской газовой монополией рынков путем «затруднения свободных поставок газа в страны ЕС»; «создание помех диверсификации газовых поставок»; навязывание «несправедливых цен своим потребителям путем привязки цен на газ к стоимости нефти».

Если нарушения будут доказаны, «Газпром» оштрафуют на 10% годового оборота. Но если условия конкурентного рынка нарушались в течение нескольких лет и нанесли ущерб отрасли, компания заплатит 30% годовой выручки.

«Сейчас есть сигналы, что в прекращении расследования заинтересована и сама Еврокомиссия, — рассказывает Гривач. — Сегодня не самое подходящее время для осложнений в отношениях с таким крупным поставщиком, как «Газпром».

А расследование было инициировано в том числе и в связи с жалобами Литвы. И, по словам Гривача, именно достижение мирового соглашения с Литвой может быть одним из условий его прекращения. «В связи с этим не исключено, что литовские власти пытаются воспользоваться ситуацией и поторговаться с «Газпромом», — считает эксперт.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 25.02.2014

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики