Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс на Север

Курс на Север

Наша страна проявляет преждевременный энтузиазм в своих притязаниях на арктический шельф

В минувшую пятницу комиссия ООН официально признала частью российского континентального шельфа анклав в Охотском море. Глава Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Донской подчеркнул, что это безоговорочное решение и пересмотру оно не подлежит. По его словам, это станет первым шагом России в реализации заявки на территории в Арктике, которая должна быть подготовлена в ближайшее время. Эксперты говорят, что о реальной экономической выгоде от разработки арктических углеводородов речь пока идти не может и власти просто хотят закрепить за собой потенциально прибыльные территории. Но специалисты считают энтузиазм властей преждевременным. Тем более что в настоящий момент технологическая сложность и дороговизна разработки имеющихся здесь ресурсов являются серьезными сдерживающими факторами.

На анклавы в Охотском море и Северном Ледовитом океане Россия претендовала еще с 2001 года, но тогда ее общая заявка на эти территории была отклонена. Поэтому было принято решение подавать заявки на них раздельно. Решение ООН о передаче под российскую юрисдикцию территории в 52 тыс. квадратных километров, по сути, признало Охотское море полностью внутренним морем страны. «Все ресурсы, которые будут там обнаружены, – все будут добываться в рамках российского законодательства», – отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. В первую очередь это должно решить проблему юридических коллизий и браконьерства иностранных судов в российских водах. Также экономическую выгоду должен ощутить промысловый сектор Дальневосточного региона, считает губернатор Магаданской области Владимир Печеный. По его словам, это избавит местных рыбаков от административных барьеров. Но основной интерес представляют залежи углеводородов – по предварительным оценкам, общий объем нефти и газа, обнаруженных на этом участке, превышает 1 млрд. тонн.

Следующим шагом должна стать подача заявки в ООН по вопросу анклава в Северном Ледовитом океане. В настоящий момент в соответствии с нормами международного права Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежит ни одной стране, но Россия, США, Норвегия, Канада и Дания имеют права на 200-мильную исключительную экономическую зону у своих берегов.

«Однако сейчас шельф уже почти полностью освоен, и активно складывается общемировая тенденция к разделению акватории Мирового океана», – говорит завкафедры региональной экономики и экономической географии Алексей Скопин. В течение 10 лет после ратификации Конвенции ООН по морскому праву если страны докажут, что территории, на которые они претендуют, являются продолжением их континентальной шельфовой зоны, то они могут получить приоритетное право на разработку там природных ресурсов. В настоящий момент время подачи российской заявки зависит от того, как будут выстраивать свои притязания на Арктику другие страны. Отметим, что в декабре 2013 года Канада уже подала заявку на увеличение своих территорий в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. квадратных километров (включая хребет Ломоносова, который входит в круг интересов России). Поэтому аналогичную заявку Россия планирует окончательно подготовить и подать осенью этого года.

«Шансы, что в ООН заявку утвердят, очень велики, поскольку Россия обладает самой протяженной границей в Северном Ледовитом океане, – говорит «НИ» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но нужно понимать, что это решение не одного дня».

Высокая заинтересованность стран в Арктике объясняется тем, что, по оценкам геологов, в этом регионе может находиться до 30% неразведанных запасов природного газа и 15% нефти. «Если посмотреть на тенденции развития до 2035 или 2050 годов, то очевидно, что развитие арктического шельфа отнесено к очень долгосрочной перспективе. В том числе и в силу недостаточной технологической оснащенности, – отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Более актуальным проектом является, например, разработка Баженовой свиты в Западной Сибири. Конечно, если мировые цены на углеводороды будут активно расти, то и темпы развития шельфа будут увеличиваться. Но пока государство просто стремится застолбить за собой территории и создать ресурсную базу для разработки в будущем».

По подсчетам Минэнерго, необходимый объем инвестиций для освоения арктического шельфа России составляет до 500 млрд. долларов к 2050 году. «Скорее всего, порядка 80% всех проектов будут вестись с привлечением иностранных инвесторов, которые раньше опасались приходить в данный регион из-за юридической неопределенности», – отмечает Сергей Правосудов. В первую очередь здесь можно говорить о Китае и Японии, поскольку европейский рынок будет перекрываться разработками норвежского и датского шельфа.

«Другая проблема, что при утверждении заявок нужно учитывать вопрос сохранения экосистемы Арктики. Чтобы не нанести непоправимый вред, когда все страны разом начнут разработку ресурсов. Необходима технологическая кооперация стран региона. Но сейчас мы наблюдаем обратную геополитическую ситуацию», – отмечает Алексей Скопин.

Автор: Арина Раксина

Источник: Новые Известия, 17.03.204


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики