Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курс на Север

Курс на Север

Наша страна проявляет преждевременный энтузиазм в своих притязаниях на арктический шельф

В минувшую пятницу комиссия ООН официально признала частью российского континентального шельфа анклав в Охотском море. Глава Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Донской подчеркнул, что это безоговорочное решение и пересмотру оно не подлежит. По его словам, это станет первым шагом России в реализации заявки на территории в Арктике, которая должна быть подготовлена в ближайшее время. Эксперты говорят, что о реальной экономической выгоде от разработки арктических углеводородов речь пока идти не может и власти просто хотят закрепить за собой потенциально прибыльные территории. Но специалисты считают энтузиазм властей преждевременным. Тем более что в настоящий момент технологическая сложность и дороговизна разработки имеющихся здесь ресурсов являются серьезными сдерживающими факторами.

На анклавы в Охотском море и Северном Ледовитом океане Россия претендовала еще с 2001 года, но тогда ее общая заявка на эти территории была отклонена. Поэтому было принято решение подавать заявки на них раздельно. Решение ООН о передаче под российскую юрисдикцию территории в 52 тыс. квадратных километров, по сути, признало Охотское море полностью внутренним морем страны. «Все ресурсы, которые будут там обнаружены, – все будут добываться в рамках российского законодательства», – отметил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. В первую очередь это должно решить проблему юридических коллизий и браконьерства иностранных судов в российских водах. Также экономическую выгоду должен ощутить промысловый сектор Дальневосточного региона, считает губернатор Магаданской области Владимир Печеный. По его словам, это избавит местных рыбаков от административных барьеров. Но основной интерес представляют залежи углеводородов – по предварительным оценкам, общий объем нефти и газа, обнаруженных на этом участке, превышает 1 млрд. тонн.

Следующим шагом должна стать подача заявки в ООН по вопросу анклава в Северном Ледовитом океане. В настоящий момент в соответствии с нормами международного права Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежит ни одной стране, но Россия, США, Норвегия, Канада и Дания имеют права на 200-мильную исключительную экономическую зону у своих берегов.

«Однако сейчас шельф уже почти полностью освоен, и активно складывается общемировая тенденция к разделению акватории Мирового океана», – говорит завкафедры региональной экономики и экономической географии Алексей Скопин. В течение 10 лет после ратификации Конвенции ООН по морскому праву если страны докажут, что территории, на которые они претендуют, являются продолжением их континентальной шельфовой зоны, то они могут получить приоритетное право на разработку там природных ресурсов. В настоящий момент время подачи российской заявки зависит от того, как будут выстраивать свои притязания на Арктику другие страны. Отметим, что в декабре 2013 года Канада уже подала заявку на увеличение своих территорий в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. квадратных километров (включая хребет Ломоносова, который входит в круг интересов России). Поэтому аналогичную заявку Россия планирует окончательно подготовить и подать осенью этого года.

«Шансы, что в ООН заявку утвердят, очень велики, поскольку Россия обладает самой протяженной границей в Северном Ледовитом океане, – говорит «НИ» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но нужно понимать, что это решение не одного дня».

Высокая заинтересованность стран в Арктике объясняется тем, что, по оценкам геологов, в этом регионе может находиться до 30% неразведанных запасов природного газа и 15% нефти. «Если посмотреть на тенденции развития до 2035 или 2050 годов, то очевидно, что развитие арктического шельфа отнесено к очень долгосрочной перспективе. В том числе и в силу недостаточной технологической оснащенности, – отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Более актуальным проектом является, например, разработка Баженовой свиты в Западной Сибири. Конечно, если мировые цены на углеводороды будут активно расти, то и темпы развития шельфа будут увеличиваться. Но пока государство просто стремится застолбить за собой территории и создать ресурсную базу для разработки в будущем».

По подсчетам Минэнерго, необходимый объем инвестиций для освоения арктического шельфа России составляет до 500 млрд. долларов к 2050 году. «Скорее всего, порядка 80% всех проектов будут вестись с привлечением иностранных инвесторов, которые раньше опасались приходить в данный регион из-за юридической неопределенности», – отмечает Сергей Правосудов. В первую очередь здесь можно говорить о Китае и Японии, поскольку европейский рынок будет перекрываться разработками норвежского и датского шельфа.

«Другая проблема, что при утверждении заявок нужно учитывать вопрос сохранения экосистемы Арктики. Чтобы не нанести непоправимый вред, когда все страны разом начнут разработку ресурсов. Необходима технологическая кооперация стран региона. Но сейчас мы наблюдаем обратную геополитическую ситуацию», – отмечает Алексей Скопин.

Автор: Арина Раксина

Источник: Новые Известия, 17.03.204


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики