Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром найдет более перспективные и менее трудоемкие проекты, чем освоение черноморского шельфа

Газпром найдет более перспективные и менее трудоемкие проекты, чем освоение черноморского шельфа

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

Думаю, что Газпром найдет более перспективные и менее трудоемкие проекты, чем освоение черноморского шельфа, а в Крым просто будет поставлять газ по газопроводам. Если конфликт уладят и не будет санкций, то через Украину, либо будут строить газопровод через Керченский пролив. Однако спешить с освоением Газпром навряд ли будет. Эйфория с принятием Крыма в состав России пройдет, и тогда надо будет еще раз посмотреть, какую оно принесет пользу Крыму, а какую России. Дело в том, что одним из аргументов в пользу принятия был тот факт, что на шельфе Крыма расположены нефтегазовые месторождения. Поэтому государственные компании после принятия смогут осваивать, и его разработка – это плюс для России. Но я считаю, что со временем тема освоения крымского шельфа утихнет. Потому что в реальности для госкомпании – это большая нагрузка, которая требует изменения инвестпрограммы  и значительных затрат. И без крымского шельфа у Газпрома хватает месторождений, лицензии на разработку которых получены, но концерн эти участки не осваивает. Крымский шельф станет, скорее всего, таким же «замороженным» проектом.

Кроме того, не понятно, какие именно в Крыму есть запасы и каковы их объемы. Напомню, что вопрос ресурсов для Украины был основательно политизированным – постоянно демонстрировалось, что ресурсов и своих хватает, и их вот-вот начнут разрабатывать. Упор делался на два источника – развитие собственной добычи нетрадиционных месторождений и шельф Черного моря. Если смотреть по данным Нафтогаза, то по ним на шельфе морей – Азовского и Черного – доказанных запасов всего лишь 48 млрд кубометров газа. Это крайне мало. Для сравнения напомню, что сама Украина в год потребляет около 50 млрд кубометров газа. Сейчас добыча Черноморнефтегаза 1,75 млрд кубометров в год. Поэтому не стоит думать, что Газпром бросится заниматься сложно извлекаемыми ресурсами. Там, кстати, глубины больше, например, чем на Сахалине и Ямале.

Сам Газпром, напомню, глубоководные работы не проводит, то есть придется кого-то привлекать. Если введут санкции, то с привлечением будут проблемы. Хотя я не ожидаю, что они будут такими уж серьезными, навряд ли будут запрещать нефтегазовым компаниям работать на территории России – это может сильно ударить по ним самим. Завтра с санкциями в отношении России обещали определиться. Но я не думаю, что они будут аналогичными иранским, скорее всего дальше каких-то несущественных запретов дело не пойдет.

Источник: Центр энергетической безопасности, 19.03.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики