Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нам с Европой тяжело друг без друга

Нам с Европой тяжело друг без друга

Есть риск взаимно невыгодных экономических решений с еще более печальными политическими последствиями

Говоря на популярную нынче тему отказа Европы от наших энергоносителей, надо отметить, что ситуация не так проста. Вообще снижение зависимости от России (маскируемое под красивые фразы вроде диверсификации) являлось лейтмотивом энергетической политики Европы уже в течение последних 10 лет. Промежуточный итог такой: в 2013 г. был поставлен абсолютный рекорд по газовым поставкам из России.

Причины известны: Катар завершил инвестиционный цикл и новых объемов СПГ предложить не может, старые же объемы ушли на премиальные азиатские рынки. Норвегия столкнулась с производственными трудностями, как и Северная Африка, где вдобавок сыграл еще и политический фактор.

80% мощностей СПГ в ЕС простаивает. Занятно, когда эксперты доказывают способность ЕС отказаться от российского газа наличием СПГ-терминалов. Это уже какой-то карго-культ. Терминалы словно строятся для приманивания газовозов. В итоге, скажем, Польша подписала договоры на поставку газа на новый СПГ-терминал по цене, почти в 2 раза опережающей российскую.

Сравнения с Ираном довольно натянуты. Иран до санкций поставлял на мировой рынок 125 млн т нефти, мы же — 230 млн с лишним, да это еще без учета нефтепродуктов. Экспорта газа Иран не вел вообще.

Ценовое оружие против нас тоже не применят. Падение цен на нефть похоронит не только нас, но и рост добычи сланцевой нефти в Северной Америке, а также станет роскошным подарком для Китая.

При этом рост производства газа в Северной Америке затухает. Из-за низких цен на внутреннем рынке буровые перенаправляются на нефтяные проекты. По нефти динамика и вправду очень хорошая — но не забывайте, что США остаются крупнейшим импортером нефти в мире. Стратегические же запасы нефти в США составляют менее 20% от годовой добычи нефти в РФ.

Сокращать закупки в России можно только через рост добычи в арабских странах. Но это технически небеспроблемно, а политически и вовсе опасно. Как вы думаете, повысит энергобезопасность ЕС газопровод из Ирана через Турцию? Если учесть, что про скорую демократизацию Ирана мы слышим не менее 10 лет.

При этом никакой самоуспокоенности у меня нет. Понятно, что сейчас могут быть приняты решения, которые выстрелят уже в следующем десятилетии. Мы явно не планировали уходить из Европы — иначе к чему все громкие инфраструктурные проекты, огромные инвестиции в переработку с прицелом на экспорт дизеля в ЕС. Возможны ограничения доступа к рынкам капитала, трудности с экспортом технологий по добыче трудноизвлекаемой нефти (скажем отдельное спасибо репрессивной налоговой политике по отношению к нефтегазу ради избавления от «сырьевого проклятья» — в итоге своих наработок у нас мало). Плюс на рынок все же придет волна СПГ из Северной Америки и Австралии, пусть даже ее объем зачастую переоценивается.

Но все равно нам с Европой будет тяжело друг без друга. И сейчас можно в задоре принять взаимно невыгодные экономические решения с еще более печальными политическими последствиями.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Ведомости, 25.03.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики