Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бить нечем

Бить нечем

Правительство Украины закладывает в бюджет цену на российский газ в 480 долларов за тысячу кубометров. Это высокая, но рыночная цена по контракту 2009 года. Тем самым Киев признал, что Россия не должна ему никаких скидок, в том числе за продление пребывания Черноморского флота. Россия могла бы пойти на уступки в цене, считают эксперты, если бы Киев не делал из нее врага, а просто попросил, как раньше.

Правительство Украины закладывает в бюджет цену на российский газ в размере 480 долларов за тысячу кубометров, заявил украинский премьер Арсений Яценюк, выступая в четверг в парламенте. «Мы рассчитали с точки зрения того, что с 1 апреля цена на газ РФ будет 480 долларов за одну тысячу кубометров», – сказал Яценюк.

Такая цена станет результатом отмены двух скидок, предоставленных Украине в 2010 и 2013 годах.

Напомним, что в апреле 2010 года Россия и Украина подписали в Харькове межправительственное соглашение, продлевающее пребывание Черноморского флота РФ на Украине после 2017 года на 25 лет. В обмен Киев получил скидку на газ в 100 долларов за тысячу кубометров за счет российского бюджета. Однако теперь Крым и Севастополь в результате референдума стали частью России.

Другая скидка была предоставлена в декабре 2013 года, когда Газпром и Нафтогаз после переговоров глав двух государств подписали дополнение к контракту, которое дает возможность российскому холдингу поставлять газ на Украину по 268,5 доллара за тысячу кубов, то есть со скидкой примерно на треть к контрактной цене. Скидка начала действовать с 1 января 2014 года сроком на три месяца.

Газпром по допконтракту должен устанавливать цену на газ каждые три месяца. Главным условием предоставления такой беспрецедентной скидки была оплата поставок и текущей задолженности. Так как Украина это условие не выполнила, Газпром решил не продлевать скидку с 1 апреля.

Два дня назад пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что оснований для скидок на российский газ для Украины сейчас нет, поскольку Черноморский флот базируется в Крыму, который вошел в состав России, и у Киева есть задолженность перед Газпромом.

Хотя в тот же день и.о. министра энергетики и угольной промышленности Юрий Продан стал уверять, что Украина не будет платить российскому Газпрому больше чем 387 долларов за тысячу кубометров во втором квартале 2014 года. «Мы не собираемся с ними (РФ) судиться, мы собираемся платить им по цене 387 долларов за тысячу кубометров. Если они выставят нам одну цену, мы все равно будем платить 387 долларов... Пусть они идут в суд», – сказал он, не признавая разрыва Харьковского соглашения. Он сыграл очень плохую партию, надеясь на «вдруг выгорит».

Бить нечем

«480 долларов – это экономическая цена, которая вытекает из контракта января 2009 года. У нас экономические аргументы, которые мы выложили на стол», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

У новых властей Украины просто нет козырей это опровергать. «Хитрость заключается в том, что один из претендентов на победу на президентских выборах Юлия Тимошенко являлась главным участником подписания этого договора с украинской стороны. А министр энергетики с говорящей фамилией Продан тогда тоже являлся министром энергетики и тоже принимал участие в подписании этого газового договора», – поясняет Симонов.

«Интрига в том, что если Янукович мог декларировать позицию, что без меня подписали договор, это жульничество, то Продан такого сказать не может. Если Продан скажет, что это грабительская цена, тогда его спросят, а что же ты этот контракт подписывал, кто тебя тянул за руку, почему санкции давал на подписание», – продолжает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

К слову, Яценюк намного раньше признал, что Россия теперь не должна никаких скидок Украине за Черноморский флот, называя ранее цену на российский газ в районе 500 долларов за тысячу кубометров. Яценюк также признавал, что Украина не может полностью отказаться от закупок российского газа даже по такой цене.

Теперь Украина признает, что Харьковское соглашение в нынешних условиях недееспособно. Более того, в обмен на эту скидку Россия ничего пока не получила. «Мы дали скидку по Харьковскому соглашению, но эта скидка должна была пойти на оплату пребывания нашего флота не в 2011-м и не в 2012 году, а только после 2017 года. Сейчас Крым российский, и это уже неактуально, получается, теперь на Украине висит долг в 11 млрд долларов», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

Как будут платить

Тот факт, что Украина заложила в бюджет рыночную цену на российский газ, совсем не значит, что ей есть чем платить за российские поставки.

«Бюджет-то дефицитный. И Украина уже 2 млрд долларов должна Газпрому. Мы видим, что совершенно не понятно, как Украина будет платить за газ. Единственный вариант, конечно, что дядя из Брюсселя за них расплатится. Но дядя из Брюсселя пока не спешит с такими смелыми шагами», – говорит Константин Симонов.

За прошлый год Украина заплатила меньше половины своего долга в 3,3 млрд долларов – лишь 1,3 млрд долларов. И главное, что и в этом году Киев еще задолжал около 0,7 млрд долларов, хотя Россия выделила первый транш помощи в 3 млрд долларов в конце декабря.

При этом Украина находится на грани экономического и финансового банкротства, что не скрывает и сам Арсений Яценюк. По его словам, фискальный дефицит в этом году составит целых 289 млрд гривен или 28 млрд долларов – именно столько не хватает стране средств в этом году. Инфляция, по его словам, составит 12–14%. Между тем Симонов считает, так как со стороны Газпрома пока не была озвучена цена на газ для Украины, то у нее еще есть простор для переговоров. «Есть еще несколько дней до начала второго квартала», – говорит он.

«Вместо того чтобы бегать по Брюсселю и нагнетать панику, Продану стоило бы обратиться в Газпром. В свое время Газпром ведь шел на довольно серьезные уступки Украине, – напоминает Симонов. – Например, Газпром никогда не предъявлял штрафы Украине за то, что она не выбирает объемы газа, прописанные в контракте от 2009 года по принципу «бери или плати». Хотя Газпром мог бы это сделать».

Он объясняет доброту Газпрома тем, что Украина шла и сама просила. «Украина обычно говорила, ребята, ну нет у нас денег, простите нас, ну вот такие мы», – отмечает Симонов.

«Если бы Продан приехал в Москву и начал вести переговоры, признав, что мы и я сам лично подписали этот контракт, но он невыгодный, и спросил бы, какое есть пространство для маневра... Мне кажется, что с учетом того, что цена в Польше в районе 400 долларов за тысячу кубометров газа, то Газпром мог бы по Украине проявить гибкость и установить более низкую цену. Конечно, не на уровне 268,5 – это смешно, но на уровне 380–400 долларов – вполне. Но для этого Украина должна попросить», – рассуждает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Но если нынешняя власть так и будет жаловаться дядям из Брюсселя, типа «дяденька, нас опять там обижают, позвоните Путину, пусть он нам выпишет хорошую цену», то это несерьезно. Если нынешняя власть будет продолжать пытаться оскорбить Россию, все время выдумывать про нее байки, то как Россия может пойти на какие-то уступки и компромиссы. Вы делаете из России врага, Юлия Тимошенко делает какие-то безумные заявления, не знаю уж, специально ли, а потом идете за газовыми скидками? Логики в такой позиции нет», – считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

Крайне непопулярные меры 

Тем временем, оправдываясь преддефолтным состоянием экономики, правительство Украины в четверг предложило несколько первых непопулярных решений. По словам Яценюка, правительство не рассчитывает услышать аплодисменты за свои предложения, однако они необходимы, чтобы избежать дефолта. «Или решения будут приняты, или Украина будет банкротом», – сказал Яценюк.

По его словам, если предложения кабинета министров не будут поддержаны парламентом, ВВП рухнет на 10% и страну ждет дефолт. Если непопулярные решения реализовать, то экономика Украины рухнет только на 3%. Это озвученный ранее прогноз падения украинской экономики.

Стоит отметить, что в конце февраля риторика Яценюка была иной. Тогда он объяснял необходимость принимать крайне непопулярные меры, в числе которых – повышение тарифов на газ и отмена социальных льгот и субсидий, необходимостью выполнить жесткие условия предоставления кредита МВФ. «Мы будем с МВФ проводить переговоры, но мало что поменяется из предварительной программы», – говорил он в феврале и оказался абсолютно прав: МВФ не уступил ни в чем.

В обмен на кредит от МВФ в рамках программы stand by Киев должен пойти на жесткую экономию на всем и на всех.

В качестве непопулярных мер Яценюк в четверг назвал отказ от индексации в этом году уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума. «Мы их не будем ни сокращать, ни повышать», – сказал он. Накануне комитет по бюджетной политике Верховной рады оценил экономию от этого решения в 1,2 млрд долларов.

Также правительство предлагает сократить на 10% численность всех органов госвласти и приватизировать имущество Государственного управления делами, заявил Яценюк. «Сейчас их численность достигает 249 тыс. человек, мы планируем сократить их примерно на 24 тыс.», – сказал и.о. главы правительства Украины.

Главным требованием МВФ в обмен на кредиты является повышение тарифов на газ для населения, которые ранее субсидировались государством. Накануне Нафтогаз заявил, что они вырастут для населения с 1 мая – на 50%, для предприятий ЖКХ и производителей тепловой энергии с 1 июня – на 40%.

Ранее отмечалось, что по указу МВФ стоимость электричества также должна вырасти на 40%, а акцизы на бензин – на столько же (расходы украинцев на существование серьезно вырастут, а доходы – нет). Социальные льготы, в том числе для предприятий ЖКХ и транспорта, должны быть отменены, пенсионный возраст повышен на два-три года.

В школах должны исчезнуть бесплатное питание и учебники (последствия – заболевания ЖКТ у детей, бесплатное образование в школах под угрозой), аптеки обяжут платить НДС (рост цен на лекарства), производители свинины и курятины должны остаться без господдержки (расчищают площадку для европейского мяса). Также отмечают налоговые льготы, сельхозземли начнут распродавать, число госслужащих сократят и уменьшат им зарплаты и т.д.

В четверг миссия МВФ подтвердила, что договорилась с Киевом открыть двухлетнюю кредитную линию на 14–18 млрд долларов. Однако надо еще дождаться одобрения руководящих органов МВФ. Решение будет принято в апреле после того, как украинские власти примут пакет предварительных мер.

В сумме международное сообщество предоставит Украине 27 млрд долларов в течение последующих двух лет, говорится в сообщении миссии фонда. Откуда берутся дополнительные 9–13 млрд долларов – не сказали. Ранее кредит всего на 1 млрд долларов обещали США, еще на 3 млрд долларов – Всемирный банк, плюс на днях Япония заявила о готовности дать 1,5 млрд долларов Киеву.

В любом случае 27 млрд долларов – это меньше 35 млрд долларов. Именно во столько так называемые украинские власти в конце февраля оценили объем необходимой стране помощи в 2014–2015 годах.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 27.03.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики