Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США не заинтересованы в обвале цен на нефть

Почему США не заинтересованы в обвале цен на нефть

Визит Барака Обамы в Саудовскую Аравию породил массу слухов и спекуляций. Все уверены в том, что президент США поехал в Эр-Рияд договариваться о том, чтобы Саудовская Аравия резко обвалила добычу. Это должно привести к снижению мировых цен на нефть и к уничтожению российской экономики. И когда сам Барак Обама и другие официальные лица заявляют, что во время деловой поездки обсуждались темы политической ситуации на Ближнем Востоке, никто ему не верит, соответственно. Общим местом стали апелляции к истории 1980 гг., когда, по версии многих конспирологов, Соединенные Штаты в сговоре с Саудовской Аравией обвалили цены на нефть, что привело к началу «перестройки» и к падению Советского Союза.

На самом деле, не все так просто и с «перестройкой», и с Саудовской Аравией. Но начнем с самого важного – те, кто верит в возможность подобного обвала нефтяных цен по предварительному сговору Вашингтона и Эр-Рияда, совершенно не понимают, как сегодня образуются цены на нефть и какова природа этих цен. Эти люди застряли еще, наверное, в 1970 гг. или, в лучшем случае, в начале 1980 гг., не понимая, что сегодня цены на нефть определяются вовсе не предложением.

Дело в том, что после второго «нефтяного шока» 1979 г., вызванного революцией в Иране, когда цены скакнули выше 100 долларов, в переводе на современный курс, США осознали, что они не могут быть в зависимости от Саудовской Аравии и других ближневосточных производителей. И в 1983 г. они запустили систему биржевой торговли нефтью. Постепенно цены на нефть стали определяться на бирже, при том, что туда пришли огромные финансовые ресурсы инвестиционных, пенсионных и прочих американских фондов. Сегодня главной особенностью нефтяного рынка является то, что там доминируют нефтяные фьючерсы, а это сделки, которые до исполнения не доводятся. То есть цена определяется спросом на бумажную нефть, а не на физическую. Это означает, что колебания предложения на цены влияют очень опосредованно. Обратите внимание, сейчас никто даже не следит за заседаниями ОПЕК, а раньше, в 1980-1990 гг. любое заседание ОПЕК вызывало волнения, оно еще определяло ценовую конъюнктуру. Сегодня все совершенно не так. Поэтому, если вы зададите вопрос: «Могут ли США обвалить цены на нефть?», я отвечу: «Естественно, могут». Нужно ли для этого ехать в Саудовскую Аравию? Вообще не нужно. Для этого просто нужно поставить ограничения на приток долларов на нефтяную биржу, обеспечить отток капиталов. Надо чтобы деньги забрали из нефтяных фьючерсов и пустили их на другие рынки, и нефть начнет падение моментально. Таким образом, не нужно никакой конспирологии, не нужно ехать в Эр-Рияд, не нужно договариваться и что-то там обещать саудитам. Соединенные Штаты способны обвалить цены на нефть самостоятельно. Это момент первый.

Второй важный момент заключается в том, что сегодня США это совершенно не нужно. Почему? Есть несколько аргументов. Аргумент первый: сейчас в Соединенных Штатах идет бум добычи сланцевой нефти. Отрицать это сложно. Сланцевая нефть пожирает сланцевый газ. Кстати, еще и потому, что оборудование переводится из газодобычи в нефтедобычу. В США из-за этого серьезные проблемы с производством сухого газа. Но на это теоретики экспорта СПГ из Америки почему-то не обращают никакого внимания. Однако дело сейчас не в этом. Дело в том, что проекты добычи сланцевой нефти очень дорогие по себестоимости, и если цены опустятся ниже 80 долларов за баррель, все эти проекты начнут лопаться. Как, кстати, было и со сланцевым газом. Это тоже важный момент, потому что сейчас себестоимость добычи высокая, а цены на Henry Hab довольно низкие. И это бьет, естественно, по инвестициям в сланцевые проекты. Соединенные Штаты хотят к концу этого десятилетия стать независимыми от ближневосточных монархий по нефти. Для этого цены сейчас должны быть высокими. Если цены начнут опускаться, это похоронит надежды на нефтяной сланцевый бум. Это аргумент важнейший. Если не будет нефтяного бума, то, опять же, сохранится и зависимость от импорта и от нефтяных цен. Вот когда США выйдут на самообеспечение, тогда уже можно задумываться о каких-то ценовых играх. Но не сегодня.

Второй момент заключается в том, что сейчас от высоких цен на нефть больше страдает Китай. КНР резко наращивает импорт. И это бьет по экономике Китая гораздо сильнее. У американцев есть подушка безопасности, и они уже спокойно выдерживают цену в 100 долларов за баррель. А китайская экономика испытывает перегрузку из-за этих цен. Давайте будем откровенны: главный геополитический противник Соединенных Штатов сегодня – это не Россия, а Китай. И стратегически надо думать о том, как ослаблять Китай, а не Россию.

Ну и наконец, важный момент, связанный с теми же ближневосточными монархиями. Сегодня на Ближнем Востоке царит серьезный хаос, и договориться с теми же саудитами не просто, потому что саудиты раздражены политикой Соединенных Штатов по Ирану. Им кажется, что США переметнулись в лагерь противника. Конфликт между Саудовской Аравией и Ираном известен. И я, кстати, поэтому уверен, что Обама не лукавит, говоря о том, что главной темой переговоров в Эр-Рияде была политическая ситуация в регионе. Саудовская Аравия недовольна возвращением Ирана в мировую политику и снятием санкций. Недовольство приводит к расколу в суннитской антииранской коалиции. Во всяком случае, налицо тяжелые отношения между Саудовской Аравией и Катаром. И Соединенным Штатам нужно мирить их. И если сейчас Вашингтон начнет играть на снижение цен на нефть, это вызовет ярость у Саудовской Аравии, которая к снижению стоимости нефти не готова. Там огромное количество социальных проблем. Как ни странно, проблема неграждан, которые выполняют всю тяжелую работу, в том числе и в нефтяном секторе. Это требует денег, и расходы Саудовской Аравии растут. Эр-Рияду нужна дорогая нефть. В этом плане скорее уж Саудовская Аравия рассмотрит меры по поддержанию цен на нефть, чем по снижению, и приезжать туда с такими планами было бы довольно странно. Наоборот, сейчас Соединенные Штаты должны были бы успокаивать своих партнеров на Ближнем Востоке, потому что иранская игра США их не удовлетворяет.

 И кстати, тут неплохо было бы сделать и экскурс в историю и разобраться с конспирологией начала 1980 гг.. Все было не так просто, как многие пишут. На самом деле Саудовская Аравия начала резко обваливать добычу не в середине 1980 гг., как многие думают, а в начале.

Тогда совпали три фактора. После «нефтяного шока» 1979 г. цены начали снижаться. Это первое.

Второй фактор: Британия на всех парах готовилась к выводу новых месторождений Северного моря, и Саудовской Аравии это было известно.

Третий фактор – это то, что Америка запускала торговлю на нефтяные фьючерсы. И это уже тогда приводило к изменению в торговле нефтью. США получали возможность менять стоимость нефти и без учета фактора предложения. Саудовская Аравия пошла на совершенно гигантское сокращение добычи. Падение началось с 1982 г. И если мы возьмем уровень добычи 1980-1981 гг. и сравним с уровнем добычи 1985 г., то мы с интересом обнаружим, что Саудовская Аравия 330 млн тонн убрала с рынка. 330 млн тонн! Это фантастическая, конечно, цифра. А вот Великобритания за первую половину 1980-х гг. нарастила добычу примерно на 40 млн тонн. Это, конечно, цифра небольшая, но она имела важное психологическое значение, потому что Западный мир показал тогда, что у него есть некий скрытый потенциал. Впрочем, этот потенциал ограничился нефтью Северного моря. Но важно, что эта нефть тогда попала на рынок и давление оказала. Так вот, собственно, Саудовская Аравия всю первую половину 1980 гг. как раз, можно сказать, играла на стороне Советского Союза: снижая добычу, она пыталась спасти цены. И только когда это не удалось, действительно, в 1986 г. добыча начала расти, потом она относительно стабилизировалась. И еще в 1988 г. был относительный рост. Но если мы сравним уровень добычи 1981 г. и уровень добычи 1988 г., например, то мы с интересом обнаружим, что разница все равно составляла 235 млн тонн в пользу, конечно, 1981 г.

Таким образом, если мы говорим в целом про 1980 гг., Саудовская Аравия основные объемы нефти с рынка убрала. Поэтому вся эта популярная конспирология не вполне корректна. Естественно, наши новые конспирологи, которые видят везде попытки Соединенных Штатов уничтожить Россию, как всегда сели в лужу. Надо лучше учить уроки истории и тщательнее изучать реалии нефтяного рынка, понимать, как, собственно, функционирует этот рынок, чтобы не говорить глупости.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: ИТАР-ТАСС, 03.04.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики